АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 7 ОКТЯБРЯ 2022

ВНЕ ЗАКОНА: I SCREAM, YOU SCREAM, WE ALL SCREAM FOR ICE CREAM!

Притча о бегстве от неизбежности

ВНЕ ЗАКОНА: I SCREAM, YOU SCREAM, WE ALL SCREAM FOR ICE CREAM!

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 07.10.2022
Притча о бегстве от неизбежности
ВНЕ ЗАКОНА: I SCREAM, YOU SCREAM, WE ALL SCREAM FOR ICE CREAM!
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 07.10.2022
Притча о бегстве от неизбежности
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джим Джармуш
Страны: США, Германия (ФРГ)
Год: 1986

Тихая жизнь штата Луизиана. Городские пейзажи сменяются кадрами рыбацких домиков, полупустые улицы изредка пересекают работяги, бредущие неведомо куда, а копы лениво обыскивают очередного нарушителя. Так, под фоновое мурчание Jockey Full of Bourbon Тома Уэйтса начинается «Вне Закона» — история одного побега.
По сюжету в тюрьме встречаются трое: Зак (Том Уэйтс) — талантливый, но безответственный ди-джей, ввязавшийся в авантюру с перегоном автомобиля и моментально схваченный полицией; Джек (Джон Лури) — сутенер, которого обвинили в связи с несовершеннолетней; Роберто «можно просто Боб» (Роберто Бениньи) — добродушный итальянец, чье умение метко бросать бильярдные шары довело бедолагу до тюрьмы.

Сокамерники измеряют шагами периметр помещения, перебрасываясь время от времени словами. Иногда они играют в карты или подолгу смотрят в никуда, подпирая собой решетку камеры. День сурка продолжается до тех пор, пока герой Бениньи не удивляет новоиспеченных товарищей новостью о том, что нашел возможность для побега.

Отбывание срока перестает быть томным для главных героев, но не для зрителя. Если по ту сторону экрана Зак, Джек и Боб пускаются в бега, бродят по лесам и пересекают реки, запутывая следы преследователей, то по эту можно до самого финала оставаться в плену чарующе пресной динамики картины.
Мотивы у Джармуша все те же, что и в предыдущих работах. «Отпуск» — о бездельнике потерявшем смысл жизни, скитающемся по Нью-Йорку, а «Более странно, чем в раю» — о беспечных Вилли и Эдди, перемены в жизни которых возникают только с появлением девушки Евы. При этом «Вне закона» не вторичен — это, скорее, реинкарнация раннего опыта, прежние сущности в новых обстоятельствах, эксперимент на базисе, казалось бы, избитой темы большого побега.

Третий полнометражный фильм укрепил меланхоличную поэтику режиссера, которая обрела еще большую силу. Автор снова наблюдает за человеком ищущим, хоть и безнадежным. Может показаться, что в итоге персонажи не находят для себя ничего нового — счастье обретенное Роберто для него не в новинку, это скорее логическое следствие его оптимизма. В любом случае отчаиваться никто не готов. Как подмечает герой Джона Лури в очередном мимолетном диалоге с Бениньи: «Тебе повезло хотя бы в том, что ты здесь».

Вместе с узнаваемой поэзией «Вне закона» окутывает зрителя мистическими контекстами, характерными для творчества Джармуша. Один из них, как водится у режиссера, река — метафора самой жизни. Только здесь это не та тихая гладь, по течению которой отправится лодка с Джонни Деппом в «Мертвеце», а стоячие воды, поросшие вязкой тиной и сплошь покрытые ряской. «Разве мы здесь не были?», — интересуется Зак, «Да мне здесь всё кажется одинаковым», — раздражается Джек. Они говорят о бесцельном блуждании в болотах, но подсознательно имеют претензию ко всей своей жизни.
Получить то, чего заслуживаешь — еще одна из тем, стоящих в фильме особняком. Иной реки, кроме как походящей на болото, герои Джека и Зака не могут заслуживать, ибо цели их абстрактны, они ни во что и никому не верят, пути своего не знают и привыкли плыть по течению, а потому теряются тогда, когда этого течения нет. По той же причине итог, к которому придут эти герои, будет не столь жизнеутверждающим, как-то счастье в лице Николетт, которое в обретёт Роберто.

Очаровательный герой Боба, в исполнении Бениньи, мечтает о чем-то большем, нежели его друзья. Он единственный, кто имеет истинную веру в человека и в этот мир в целом:

— Какой печальный и прекрасный мир!
—  Да, хорошо сказал. Вали отсюда.
— Спасибо! И тебе «Вали отсюда».

Если Джек мечтает о том, что после освобождения его встретит большой белый «линкольн» с четырьмя голыми девушками, за что Зак называет его придурком, то появившийся в тюрьме Бениньи в скором времени лишь нарисует на стене окно, только и всего. «Очень красивое окно, и вид из этого окна очень красивый», — приговаривает он, вычерчивая на стене то самое олицетворение свободы, которой более остальных заслуживает именно вдохновенный итальянец.
В этой истории время не имеет власти, поскольку никто не заботится о количестве дней, проведенных в заточении и после него — в бегах. Поначалу Зак, спасаясь от безделья, отсчитывает дни черточками на стене, но и в этом занятии не особо преуспевает, так как просто не находит в этом смысла. Вместе со временем размываются и рамки жанра, потому что «роуд-муви» — это не слишком точная характеристика происходящего, хоть структурно фильм следует закону этого жанра. Картина Джармуша обращается, скорее, сказом в нуарных оттенках, притчей о побеге от неизбежности, скудной в своей сюжетной составляющей, но обогащенной иными смыслами и метафоричностью происходящего.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda