НАСТЯ РОМАНОВА | 11 АВГУСТА 2021

НЕ ВОЛНУЙСЯ, ОН ДАЛЕКО НЕ УЙДЕТ: ТРАГЕДИЯ В КАРИКАТУРАХ

Мотивирующая драма в духе культового «Умницы Уилла Хантинга» с Хоакином Фениксом в главной роли

НЕ ВОЛНУЙСЯ, ОН ДАЛЕКО НЕ УЙДЕТ: ТРАГЕДИЯ В КАРИКАТУРАХ

НАСТЯ РОМАНОВА | 11.08.2021
Мотивирующая драма в духе культового «Умницы Уилла Хантинга» с Хоакином Фениксом в главной роли
НЕ ВОЛНУЙСЯ, ОН ДАЛЕКО НЕ УЙДЕТ: ТРАГЕДИЯ В КАРИКАТУРАХ
НАСТЯ РОМАНОВА | 11.08.2021
Мотивирующая драма в духе культового «Умницы Уилла Хантинга» с Хоакином Фениксом в главной роли
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Гас Ван Сент
Страна: Франция, США
Год: 2018

Фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйтесь он далеко не уйдет» — мотивирующая драма в духе уже культового «Умницы Уилла Хантинга». Главный герой — алкоголик, наркоман, лентяй и разочаровавшийся в жизни философ встает на путь просветления после автомобильной аварии. В общем, типичный персонаж, некое клише, к которым мы уже привыкли в контексте американского кинематографа. Помощью на этом нелегком отрезке жизни для героя становится чудаковатый хиппи Донни в исполнении Джоны Хилла, который зовет его на собрания Анонимных алкоголиков (далее АА).

Рассказывая историю своей зависимости и узнавая истории других — Каллахан приходит к выводу, что в поисках жалости к себе несчастному, он так и не сможет избавиться от зависимости. В одной из сцен Риба, тоже участница АА, говорит — «Как заводишь песню «ой, какой я бедный-несчастный» сразу хочется утопить свои беды в вине». Каллахан сам не хочет меняться, он застрял в собственном несчастье, он не видит, что окружение стремится ему помочь. Даже случайная группа подростков на улице, которая в любом другом случае использовалась бы как окончательно разочаровывающий главного героя фактор (вспомним сцену, из недавнего «Джокера» Тодда Филлипса), помогает герою. При том не в самом приятном действии — поправляют ему трубку катетера, которая выпала при падении. Восхищаются его рисунками и всячески опровергают стереотип о жестокости подростков. В общем-то, фильм невольно повторяет мысль фильма «Умница Уилл Хантинг»: нужно прекратить быть жертвой своих собственных внутренних демонов и полностью взять ответственность за свою жизнь в собственные руки, какой бы эта жизнь ни была.
Возможно, такая параллель появилась в фильме не совсем случайно. Так как изначально, подогревало интерес к картине то, что Ван Сент задумал экранизацию автобиографии Каллахана еще двадцать лет назад на пару со знакомым как раз со времен «Хантинга» Робином Уильямсом. После трагической смерти актера его роль перешла Хоакину Фениксу, а каст пополнился двумя громкими комиками: из старой гвардии — Джеком Блэком, а новой — Джоной Хиллом.

По словам режиссера, Каллахан был очень увлечен идеей экранизации книги. Робин Уильямс выкупил права на книгу его мемуаров еще в начале 1990-х (а она вообще-то и была написана в 1989-м). После совместной работы над «Умницей Уиллом Хантингом», Робин Уильямс познакомил Ван Сента с Джоном Каллаханом, и так началась совместная работа над фильмом. Это был бы идеальный тандем — Каллахан являлся фанатом Робина, а тот, в свою очередь, очень любил карикатуры Каллахана, поэтому оба проектом горели бы. Однако работа над фильмом затянулась, а съемки стали откладываться. «Он как-то сказал мне: «Похоже, нам всем придется умереть, чтобы кино увидело свет». А потом умер сначала он, затем Робин, и теперь я понимаю, как он был прав».
Отдельно хочется отметить потрясающую игру Джоны Хилла, который от пошловатых и глуповатых, но при этом довольно качественно снятых комедий совместно с Джеймсом Франко и от клишированной роли «ботана» на пару с Ченнингом Татумом пришел к большому кинематографу, причем не только как актер, но и как режиссер (обязательно посмотрите «Середину 90-х»!). Актерский дуэт Руни Мары и Хоакина Феникса уже даже странно обсуждать, ведь каждый раз появляясь вместе на экране они смотрятся абсолютно гармонично.

Тема саморазрушения — то, чем Гас Ван Сент одержим с первых своих картин. Каким бы светлым и жизнеутверждающим ни был его новый фильм, он напрямую отражает мысли, преследовавшие режиссера на протяжении многих лет. Алкоголизм и суицидальные склонности Каллахана — сироты, выросшего в приемной семье, так и не нашедшего себе работы по вкусу, — заставляют немедленно вспомнить того же «Аптечного ковбоя»; его неприкаянность и одиночество — «Мой личный штат Айдахо»; нереализованные творческие амбиции — «Умереть во имя».

«Джерри», «Слон», «Последние дни», «Параноид-парк», «Харви Милк», «Не сдавайся», «Море деревьев» — во второй половине карьеры Гас Ван Сент превратил себя в главного специалиста по смерти, а свою фильмографию — в своеобразный мартиролог, жанрово разнообразный данс макабр. На этом фоне «Не волнуйся, он далеко не уйдет» кажется маленькой персональной революцией. Ведь он рассказывает о человеке, который потерял то немногое, что у него было, но чудом остался в живых — и вынужден двигаться дальше. «Время умирать» внезапно закончилось — настало «время жить».
Можно ли сказать, что этот фильм так называемая «работа над ошибками»? В этом фильме нет излишнего морализаторства, в нем отсутствует формализм, а вместо них остаются ирония, юмор и творческая свобода.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda