АНТОН СМИРНОВ | 22 НОЯБРЯ 2022

НЕ БЕСПОКОЙСЯ, ДОРОГАЯ: НЕПРАВИЛЬНАЯ ЖЕНА

Второй полнометражный режиссерский опыт актрисы Оливии Уайлд, обернувшийся для многих горьким разочарованием

НЕ БЕСПОКОЙСЯ, ДОРОГАЯ: НЕПРАВИЛЬНАЯ ЖЕНА

АНТОН СМИРНОВ | 22.11.2022
Второй полнометражный режиссерский опыт актрисы Оливии Уайлд, обернувшийся для многих горьким разочарованием
НЕ БЕСПОКОЙСЯ, ДОРОГАЯ: НЕПРАВИЛЬНАЯ ЖЕНА
АНТОН СМИРНОВ | 22.11.2022
Второй полнометражный режиссерский опыт актрисы Оливии Уайлд, обернувшийся для многих горьким разочарованием
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Оливия Уайлд
Страна: США
Год: 2022

США середины ХХ века. Под знойным солнцем калифорнийской пустыни раскинулся настоящий оазис — маленький городок, состоящий из домиков, которые будто сошли со страниц глянцевых каталогов. Жизнь в нем напоминает консьюмеристский рай: мужчины каждое утро все вместе уезжают на престижную работу в секретную правительственную организацию «Победа», а жены коротают день в ожидании любимых, беседуя с подружками, прогуливаясь по магазинам и занимаясь готовкой вкусных обедов. И все бы ничего, да только одна из обитательниц городка по имени Элис в один не очень прекрасный день начинает страдать от непонятных галлюцинаций. Сопоставив свои видения с другими странными событиями, не поддающимися внятному объяснению, Элис подозревает, что идеальный мир, в котором она обитает, — далеко не тот рай, которым хочет казаться.
Рецензии на второй полнометражный режиссерский проект актрисы Оливии Уайлд соблюдают определенное клише — многие отзывы предваряет обстоятельный рассказ о скандале, сопровождавшем съемочный процесс. Конкретно, журналистов и зрителей очень волновало, почему вдруг рассорились Оливия Уайлд и Флоренс Пью. Причем последняя подчеркивала конфликт, как только могла: демонстративно игнорила пресс-конференции, отказывалась участвовать в промоушене, фотографировалась не с коллегами, а со своей бабушкой, либо просто гуляла с бокалом по Венеции в гордом одиночестве. Вдобавок приглашенный на главную мужскую роль проблемный актер Шайа ЛаБаф вылетел из каст-листа в самом начале продакшена, причем и Уайлд, и сам ЛаБаф комментировали ситуацию по-разному. Официальная версия Оливии звучала так: «Его особый подход к работе не соответствует тому духу, которого я хочу добиться на своей площадке. У него свой творческий процесс, который, как мне кажется, требует некой боевой, агрессивной энергии». Шайа отрицал факт своего увольнения и прикладывал скриншоты переписки с Оливией, где утверждал следующее: «Меня никогда не увольняли, Оливия. И хотя я полностью понимаю привлекательность этой истории из-за нынешнего социального климата, социальной выгоды, которую она приносит, это неправда. Поэтому я смиренно прошу как человек, стремящийся исправить положение: внеси в эту историю коррективы» . Таким образом, его место занял участник группы One Direction Гарри Стайлс. Ну, а как именно он повлиял на конфликт Уайлд и Пью, да и вообще был ли причиной расставания Оливии с актером Джейсоном Судейкисом — каждый может лично «погуглить» в открытых источниках. Гораздо интереснее другое: почему столь банальные творческие и личные перебранки вызывают у аудитории куда больше интереса, чем само кино?
Свои таланты на поприще режиссуры Оливия начала развивать еще в 2011 году, когда решила лично поставить несколько короткометражек и музыкальных видеоклипов. Прорыв случился в 2019-м: именно тогда на свет появилась молодежная драмеди «Образование», свежо и остроумно подходящая к рядовым подростковым проблемам, и об актрисе заговорили как о достаточно талантливой постановщице. Неудивительно, что к ее новому проекту было привлечено еще больше внимания, учитывая, что Уайлд подняла планку амбиций и не взялась за новую инди-картину, а захотела поработать с более дорогим жанровым кино. Заявленный проект обещал микс фантастики с параноидальным триллером, приправленным актуальными социальными манифестами в ретро-антураже а-ля «Плезантвиль», к тому же в главной роли сияла восходящая звезда Флоренс Пью — чем не будущий хит?

Поначалу кажется, что картина действительно обладает богатым потенциалом, поскольку Уайлд сумела выстроить неплохую интригу, заставляющую зрителя то и дело ощущать, будто «здесь что-то не так». Она придумывает интересные мизансцены, качественно оттеняет тревогу глянцевым шиком, подозрительность главной героини — нервозностью, а жутковатые сцены галлюцинаций разбавляет гламурным перформансом, вроде эпизода с участием королевы бурлеска Диты фон Тиз и ее знаменитого номера с бокалом. Работает на общую задумку и выбранная эпоха: середина прошлого века очень часто позиционируется в американской субкультуре как время «чистое, светлое и непорочное», где семейственность выглядит полной идиллией, а сцены домашнего быта можно в качестве иллюстраций вносить в яркие цветастые журналы. Но в то же время скрепы воплощенного рая могут оказаться абсолютной тюрьмой не только для любого свободного чувства, но и на корню зарубят любое желание человека отойти от установленных правил и постараться быть «не как все».
Идея эта понятна, но, прямо скажем, далеко не нова — в происходящих событиях нет ничего оригинального, поскольку все это мы уже много раз видели, начиная «Стэпфордскими женами», работами Романа Полански, и заканчивая фильмами Джордана Пила. Сумев увлечь зрителя в самом начале, Оливия очень быстро растрачивает выданный ей же самой кредит доверия, поскольку все идеи и скрытые смыслы подаются слишком прозрачно, манифесты заявляются в лоб, внутренняя вселенная работает по сломанной логике, а галлюцинации не всегда подкрепляются каким-то обоснованием. Да, визуальный стиль и атмосфера фактически безупречны (учитывая, что в кресле оператора сидел двукратный лауреат «Оскара» Мэттью Либатик, снимавший «Реквием по мечте» и «Черного лебедя»), однако Оливия слишком заигрывается с формой и не обращает внимания на изъяны содержания. Например, она совершенно не замечает, что кино откровенно затянуто, хотя уже к исходу первого часа это становится очевидным для всех, кроме нее. Галлюцинации ради галлюцинаций утомляют, сюжет топчется на месте, сцены непоследовательны, а финал, который отчаянно пытается претендовать на «шьямалановский твист», обескураживает банальностью.

Кто здесь не халтурит, так это ведущая актриса. Ракетой взлетевшая на голливудский Олимп, скромная с виду британка Флоренс Пью уже не раз доказала, что может одинаково успешно справляться со сложными ролями — достаточно вспомнить ее участие в «Леди Макбет», которая из трагической истории страсти превратилась в холодный триллер про социопатку, или оккультный хоррор Ари Астера «Солнцестояние». Флоренс отлично чувствует начало надлома в своей героине, ловко играя множество эмоциональных оттенков — от легкого недоумения до ярко выраженной паранойи, и даже нелепые сцены секса на обеденном столе ее нисколько не смущают.
Но, наверное, было бы несправедливым валить всю вину за огрехи исключительно на Оливию, поскольку очень много вопросов хочется задать сценаристам. Дело в том, что драматург Кэти Силберман за основу своего скрипта брала так называемый «спекулятивный сценарий» братьев Кэри и Шейна Ван Дайков — таким эпитетом именуется материал, который создается исключительно в надежде на успешную продажу без каких-либо дополнительных договоренностей со студией. У тех зрителей, кто знаком с фамилией Ван Дайк, отпадут все вопросы, связанные с неприкрытой похожестью сюжета «Не беспокойся, дорогая» на множество более известных картин.

Дело в том, что братья работают на студии The Asylum — конторе, ставшей для многих киноманов практически культовой благодаря обильному производству дешевых трэш-копий высокобюджетных блокбастеров. Именно в недрах The Asylum появились на свет нетленные полотна вроде «Титаника 2» (или «Айсберг») и «Трансморферов» (не путать с «Трансформерами»), так что требовать от ее сотрудников каких-то особо оригинальных или просто качественных идей по меньшей мере странно. Тем более, что попытки писать сценарии для более дорогих фильмов Ван Дайками уже предпринимались, причем с известным результатом (см. «Запретная зона» или «Молчание» от Netflix). Возможно, именно из-за блеклой и насквозь вторичной задумки, лежащей в основе сюжета, авторам так и не удалось выжать из нее нечто большее. Либо же они просто пошли по принципу «Вовки в Тридевятом царстве» и решили, что «и так сойдет» — зато красиво и есть Флоренс Пью.
Подводя общий итог, можно сказать, что многие критики и рецензенты все же были слишком строги ко второму полнометражному опыту Оливии, выставив ему от одной до двух «звездочек». Очевидно, что как режиссер она все еще ищет свой стиль, не слишком умеет улучшать бледно выписанные сценарии, неважно чувствует темп и слабые места в своей работе, отыгрываясь исключительно на визуальной форме. Но в ней определенно присутствует талант рассказчика, которому пока еще нужно помогать, так как на протяжении всего просмотра закрадывается всего одна мысль: при наличии более качественной, бескомпромиссной и богатой деталями драматургической основы кино однозначно смотрелось бы лучше. Так что очень хочется верить, что режиссерская карьера Оливии не начнет двигаться по «маятниковой» траектории, как, например, у Найта Шьямалана, и об Уайлд вновь заговорят, как об успешной постановщице, которая еще найдет, чем удивить аудиторию.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
См. предыдущий источник
Made on
Tilda