ЮЛИЯ САЛИХОВА | 4 ЯНВАРЯ 2022

НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ: АПОКАЛИПСИС ПО-ГОЛЛИВУДСКИ

Гиперболизация проблем человечества и демонстрация общества без прикрас

НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ: АПОКАЛИПСИС ПО-ГОЛЛИВУДСКИ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 04.01.2022
Гиперболизация проблем человечества и демонстрация общества без прикрас
НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ: АПОКАЛИПСИС ПО-ГОЛЛИВУДСКИ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 04.01.2022
Гиперболизация проблем человечества и демонстрация общества без прикрас
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Адам МакКей
Страна: США
Год: 2021

В канун Рождества Netflix выпустил полнометражный фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх» — кино хоть и не праздничное, но под занавес года борьбы с пандемией весьма подходящее.
«Не смотрите наверх» — это сатирическая драма о безразличном отношении общества к грядущему апокалипсису. Два астронома из Мичигана обнаружили приближающуюся к Земле огромную комету, которая с вероятностью в 99,7% убьет все человечество через полгода. Аудиенция у президента Соединенных Штатов терпит фиаско — на носу выборы, и Белому Дому некогда заниматься очередным апокалипсисом. На телевидении предвестников конца света тоже не воспринимают всерьез, а в соцсетях людям интереснее обсуждать градус привлекательности ученого астронома и клепать мемы на его истеричную аспирантку.

Режиссер ленты, снявший «Игру на понижение», «Власть» и «Копы в глубоком запасе», в этот раз переплюнул самого себя, правда только по количеству топовых актеров в одном кадре. Адам МакКей собрал перспективный каст, состоящий из звезд любого ранга: от обладателей премии Оскар в лице Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс и Мэрил Стрип до многообещающей молодежи вроде Тимоти Шаламе, певицы Арианы Гранде и рэпера Кида Кади. По голливудскому капустнику «Не смотрите наверх», вышедший прямо перед Рождеством, может посоперничать разве что с «Реальной любовью» Ричарда Кертиса, хотя по настроению лента ближе к «Заражению» Стивена Содерберга. Работа МакКея едва ли станет классическим рождественским фильмом, который будут пересматривать из года в год, зато у ленты есть шанс повторить судьбу «Заражения». Сегодня «Не смотрите наверх» — картина проходная и слабая, но как знать, какие темы будут волновать человечество через пару лет.
В своем апокалиптическом киноэксперименте Адам МакКей снова попытался высмеять общественное невежество, узколобость телеведущих, недалекость знаменитостей и откровенный идиотизм власти. Однако в этот раз заявка на остроумие выглядит неубедительно и не вызывает никаких эмоций. Пытаясь усидеть на двух стульях, режиссер с треском провалился: для драмы здесь слишком много едких подколов, а для комедии недостаточно юмора. По уровню комизма МакКей проигрывает не только своим ранним работам, но и, например, придурковатой комедии Сета Рогена «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» — ленте тупой и примитивной, но в отличие от маккеевских потуг хотя бы без претензий на остроумие и попыток выдать поверхностную идею за гениальную и злободневную сатиру.

Ставка на звездный каст тоже не сработала. Обладатели премии Оскар то ли не выкупили ироничного тона ленты, то ли в сценарии юмористические нарезки были не столь очевидны. Вернувшаяся после двухлетнего перерыва Дженнифер Лоуренс единственная, кому удалось не ударить в грязь лицом. Леонардо ДиКаприо очевидно подрасслабился, Мэрил Стрип оказалась недостаточно убедительной, а Кейт Бланшетт, Тайлер Перри и Джона Хилл зачем-то стали переигрывать. Про молодежь и говорить нечего: Тимоти Шаламе появляется всего в паре сцен и абсолютно не запоминается, как и кинопарочка Кид Кади и Ариана Гранде. Из второстепенных персонажей внимания заслуживает разве что псевдогерой с расистскими взглядами в исполнении Рона Перлмана, но роль эта настолько маленькая, что вытащить коллег из этого недоразумения она не в состоянии.
Концепция фильма о грядущем апокалипсисе вкупе с безразличием общественности не то чтобы совсем безнадежная, но с форматом полнометражки доверху набитой серьезными актерами МакКей, кажется, не справился. Для реализации идеи подошел бы и небольшой скетч с профессиональными комиками «Субботним вечером в прямом эфире» — шоу с которого режиссер и начинал свою карьеру.

В конечном итоге от заявленной сатирической драмы с хорошими шутками осталась только злая ирония. Обещанные ядовитые насмешки над властью, обществом и знаменитостями не вызывают даже ухмылки — МакКей очевидно растерял былое остроумие и показал элиту, ученых и рабочий класс в их типичном амплуа. Смешного в этом мало — реакции и поведение персонажей чересчур реалистичны. Вероятно, МакКей устал гиперболизировать проблемы человечества и решил показать общество без прикрас, позволив зрителю самостоятельно решать смеяться или плакать.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda