НАСТЯ РОМАНОВА
16 ИЮНЯ 2021

ДАЛЬНИЙ ПЛАН: А ТАМ ТОЛЬКО И РАЗГОВОРОВ,
ЧТО О КИНО

Документальная лента о том, как работает (или не работает) программа кинофикации
Режиссер: Владимир Головнев
Страна: Россия
Год: 2021

«Дальний план» в анонсах называют фильмом о том, как кино спасает людей в небольших городах и селах от одиночества, алкоголизма, оторванности. Хотя, скорее, фильм посвящен тому, что такое истинная природа искусства. Которое как и нечто естественное, природное может родиться вопреки отсутствию условий для жизни. На ум сразу приходит, в каком плачевном состоянии находятся сейчас кинотеатры в регионах. Они практически вымерли в период пандемии, хотя кино, конечно, снималось и до нее. Столько всего сделано, а итог один. Три ребенка на сеансе. А энтузиасты работают. И на плечах этих современных атлантов и держится современная российская кинокультура.
Источник для все фото: Докер
В первой истории с процессом кинофикации мы знакомимся с помощью немногословного киномеханика, и такое знакомство кажется наиболее действенным способом. Ведь кто как ни он может рассказать о безусловной любви к кино. Он радостно ждет сеансов, даже тех, на которые никто не придет. На каждый, весело спускается по лестнице в киноаппаратную, напевает: «Кино, кино, кино» (практически, «Синема, синема, от тебя мы без ума»). Старик в фильме говорит ему — кино умерло, есть интернет. «Ни в жизнь» — просто отвечает киномеханик. А старик потом и сам это опровергает — сидит в темноте кинотеатра и подслеповато с интересом щурится в экран.

Представители новой провинциальной интеллигенции — включают трансляцию митинга на большом экране. «Не то говорят» — комментирует киномеханик. И кажется, что действительно не то, о какой свободе они говорят? Когда течет крыша и в кинозале из-за громкого звука сыпется штукатурка. Это несвобода. А внутренней у них — с головой.

Эстетика проста и понятна — самодельные постеры фильмов, киноаппаратная с техникой, которую механик перед сеансом чинит буквально на «коленке», кинозалы в Домах культуры советской постройки. Все это овеяно романтикой, так, что хочется прыгнуть в поезд и уехать поднимать кинокультуру где-нибудь в условиях Крайнего Севера. Для многих людей из крупных городов любовь к советской эстетике появилась благодаря тому, что сейчас в моде у молодых режиссеров. Хотя скорее это необъяснимая ретроградность современного зрителя. Для одних людей — реальность, для других — блажь. Причем, обоюдно.
Интерьеры кинотеатров некрасивы, неуютны, без каких-либо элементов дизайна. Иногда посреди стены фойе возникает какой-нибудь орнамент, какая-нибудь мозаика, самые странные и довольно неудачные абстрактные формы из непонятных материалов. Они не радуют глаз. Но, возможно, в советское время радовали по другим причинам. Исследователи пишут, что советские кинотеатры — позволяли почувствовать относительную свободу и отключится от официального идеологического дискурса. То есть как таковой кинотеатр сам по себе был малоинтересен. Важен не интерьер, не улучшенный звук или картинка — важно ощущение погружения в другую реальность. Тот факт, что вся содержательность не здесь, не по эту сторону экрана, а там, в глубине кадра, в экранной реальности образов.

Этот документальный фильм только доказывает, то что уже писали в многочисленных статьях — программа кинофикации практически не работает. Почему? На это вопрос затрудняются ответить даже эксперты. Согласно серии текстов издания Cinemaplex приходят к тому, что главная проблема кинотеатров в регионах не в отсутствии комфортабельных кинозалов, а в том, что не хватает качественного контента, прежде всего российского. Согласно все тем же статьям — отсутствует культура работы со зрителем, как говорит один из героев фильма, кинотеатры никак не привлекают зрителя. Не организовывают киноклубов, пусть даже с нишевым кино, а не с голливудскими блокбастерами.

Обычно аргументы здесь возникают следующие — зачем людям после тяжелой работы где-нибудь на заводе или на стройке смотреть фильмы Марвел, а уж тем более Тарковского? Однако в этом фильме данный тезис вовсе опровергается — люди находят отдушину в искусстве. Пусть это труд в регионах совсем не благодарный. Работа объемная и энергозатратная, но зрителей совсем нет, не из-за интереса вовсе, а хотя бы потому что население поселка — одни старики или маленькие дети, которым самим трудно доходить до кинотеатра.

«Дальний план» напомнил я родилась в небольшом городе на севере. Нет, конечно, у нас есть крупные сети кинотеатров, и нет старинных советских кинозалов. Однако некая культура похода в кино отсутствует. Даже массовые фильмы уже практически не собирают залы. Случилось это в связи с пандемией или в связи с усталостью от однотипных конвейерных лент — сказать однозначно сложно. Решил бы вопрос прокат фестивальных картин или в целом организация фестивалей? Вопрос пока открытый, так как разговоры о необходимости кинообразования, а вовсе не кинофикации, стоит наиболее остро.

Люди потому и не ходят в кино от того, что не интересно и не понятно? Если людям пообещать лекцию или обсуждение после фильма они охотнее придут на сеанс? Фильм не дает на эти вопросы однозначного ответа. Да он и не должен.
А с другой стороны, зачем и вовсе оставлять культуру похода в кино? Тем более репертуар кинотеатров в небольших городах состоит в основном из развлекательного кино и по большому счету не несет в себе какой-либо образовательной функции? Здесь мы возвращаемся к началу рецензии и к рассуждению об официальных анонсах фильма. Искусство, действительно, спасает людей, когда помощи ждать неоткуда. Один из героев фильма поет — «разбей, что угодно, но не бей сердца». Но если сердце уже разбито, то как говорила великая Кэрри Фишер — «Take your broken heart, make it into art».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda