«Самый главный босс» — тот самый случай, когда Ларс фильм не столько снимает, сколько пишет. Преимущественно, речь идет о сценарии, переполненном каламбурами разной степени чернушности на пару с фирменными триеровскими ловушками для ценителей высокого искусства, лишний раз доказывающими, что данный фильм есть не притча, а желчная пародия на оную. Уверен, найдется немало субъектов, что после просмотра прошерстили половину «гугла» на предмет биографии вымышленного драматурга Антонио Ставро Гамбини или оббегали все городские библиотеки в поисках пьесы «Повешенный кот». Тут уж никуда не денешься: юмор Триера формируют не шутки, а осознание того, что эти шутки прямо здесь и прямо сейчас делают кому-то больно.
Дублирую: «Самый главный босс» — тот самый случай, когда Триер фильм не столько снимает, сколько пишет. Немаловажной переменной в данном тождестве является экзотический зверь, в среде специалистов известный как Automavision. Так обзывают спроектированное командой Триера П О, призванное свести роль оператора к минимуму, отдав компьютеру все головные боли, связанные с выстраиванием композиции и монтажом. Стоит один раз нажать кнопку, как жужжащая железяка самостоятельно нарежет и скомпонует отснятый материал, основываясь на принципе «от балды». Оттого «Босс» и напоминает псевдодокументальный ситком «Офис» (тот, который британский), отданный на растерзание забагованной нейросети. Градом в сторону зрителя полетят нелепые восьмерки и неоправданные джамп-каты в самых неожиданных местах. Виртуальный объектив напрочь забудет значение слова центрирование, то «отрубая» головы персонажам контуром границы экрана, то сосредотачиваясь на изображении голых стен с мельтешащими где-то на фоне полутора землекопами, а общий градус сюрра повысится дважды в третьей степени. Вот таким нехитрым образом постановщик, характеризующий себя как «control freak» лишается всякого контроля над производственным процессом, то ли ради эксперимента, то ли в целях усиления драматургии. Этих ваших датчан попробуй угадай.
В сухом остатке, мы вновь сталкиваемся с практикой, когда масштабы теряют в размерах, оборачиваясь камерной историей ни о чем, тем не менее способной завести лихой моторчик у зрителя за пазухой. Триер остается Триером даже в проектах, которые к его прочим детищам приплетаются с сильной натяжкой. Опять режиссер спроектировал по ту сторону экрана обособленное пространство, внешне напоминающее наш мир, но не его более зловещую версию, как раньше, а нечто совершенно безобидное, переполненное электростатической тишиной, что отдается в ушах лиричностью шопеновского ноктюрна. В «Самом главном боссе» исландцы матерят датчан из исторической злопамятности, женщины впадают в истерику, едва заслышав гул печатающего принтера, а мужчины напоминают героя несуществующего «здесь», но вполне материального «там» «Монолога трубочиста в городе, в котором нет труб» — они хотят быть услышаны, но до самого Второго Пришествия вынуждены скрываться в тени собственного малодушия.