олег прекраснов | 13 янваРЯ 2020

МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ:
ИЛЬЯ МИТРОФАНОВ

МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ:
ИЛЬЯ МИТРОФАНОВ

ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.01.2020
МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ:
ИЛЬЯ МИТРОФАНОВ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.01.2020
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Продолжаем цикл интервью, посвященный молодым кинематографистам!

Илья Митрофанов (далее — ИМ) родился в Краснодаре и на данный момент заканчивает Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Интервью берет Олег Прекраснов (далее — ОП) — автор журнала «Кинотексты» и, также, начинающий режиссер, отчислившийся из вышеназванного института.
ОП: Илья, мы с тобой — начинающие режиссеры. В Петербурге ты уже снял несколько короткометражных работ, я — только одну, на съемках которой многому научился. Ты доучиваешься в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения на кафедре режиссуры, я же оттуда отчислился. Давай начнём именно с обучения. Какие плюсы ты видишь в высшем образовании в данном направлении?
ИМ: У себя в Краснодаре я снял несколько фильмов и абсолютно не имел представления, как это профессионально делается. Учёба в институте показала мне, как происходит весь процесс, как работать со съёмочной группой. Я проповедую, что кино — это коллективный вид искусства, и когда над проектом работают несколько людей из различных «цехов» и стараются сделать это лучше — фильм обогащается. Нужно уметь работать с кинооператором, со звукорежиссёром…
ОП: Ты же можешь научиться этому и без института.
ИМ: Я понял, что твоя позиция — можно самому всему научиться. Но я её не разделяю, потому что как по мне – одного мозга для всего этого недостаточно.
ОП: Мне кажется, что образование в этой сфере полезно, но не обязательно, потому что ты можешь смотреть и анализировать кино и без института. Есть куча литературы и есть интернет. Есть практика, когда собираешь людей, что-то организуешь, снимаешь и на этом учишься. За 1-2 фильма, которые ты снимешь за полгода, ты получишь знания, которые тебе будут давать в течение нескольких лет.
ИМ: Важная часть учёбы в институте — ты вливаешься в студенческую тусовку. У моего мастера параллельная группа документалистов, и из неё, например, 3 человека работают над моим фильмом. Так что одна из главных вещей, что даёт институт — общение с единомышленниками.
ОП: Снимают в России много. Кинофестивалей в нашей стране тоже много. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы тебя заметили?
ИМ: Я разные мнения слышал на этот счёт. Моё мнение – нужно просто снять хорошее, классное кино, которое…
ОП: Которое будет интересно зрителю и будет его цеплять.
ИМ: Которое отзовётся в сердцах у зрителей. Как говорится, всё гениальное — просто.
ОП: Фильм, который ты делаешь, должен быть искренним? Я знаю, что есть режиссёры, которые снимают чисто конъюнктурные вещи. Человек видит, что сейчас популярно, что сейчас в тренде, и он работает над проектом не потому, что хочет что-то сказать, а потому, что эта тема на слуху.
ИМ: Каждый себе ставит разные цели. Для меня лично важна искренность. Какие могут быть цели у людей, про которых ты сказал? Они хотят распиариться, словить хайп, стремятся получить как можно больше наград на фестивалях. Это не совсем мой путь.
ОП: Что для тебя режиссура?
ИМ: Режиссер — это капитан корабля. Фильм — это корабль, и ты должен полностью следить за командой, направлять её. Ты ответственен за всё.
ОП: Я знаю, что ты сам пишешь сценарии к своим короткометражкам, я тоже пишу свои истории сам, равно как и музыку, которую также и монтирую, то есть полностью погружаюсь в творческий процесс. Для тебя режиссёр — тот, кто только руководит кораблём, или также и тот, кто исполняет рабочие обязанности: например, проходится со шваброй по борту корабля?
ИМ: На данный момент я снимаю студенческое кино и безусловно на этих фильмах я разнорабочий — и полы помою, и всё сделаю. Конечно, я бы хотел, чтобы полы помыл кто-нибудь другой, а, например, монтировать мне безумно нравится.
ОП: Монтаж — это уже пост-продакшн. Обработка. Фильм был грязный и несобранный — стал чистым и готовым для зрителя. То же самое, когда протираешь палубу корабля. Если ты её не вымоешь, она будет грязной, когда сделаешь это – она станет прекрасной, замечательной, чистой и аккуратной.
ИМ: Согласен.
ОП: Я тебе рассказывал про фильм «Волшебник» Михаила Морскова. У него получилась крутая, хорошо снятая история. Но ни читатель, ни ты даже не знаете об этом фильме. Как относишься к современному российскому кино?
ИМ: Я к нему плохо отношусь, но в то же время мне немного неловко это говорить, потому что…
ОП: Потому что ты его снимаешь?
ИМ: Нет, просто это уже такая мода – говорить, что российское кино плохое, а я не люблю повторять банальные вещи. Я бы для себя сформулировал проблему так: российскому кино не хватает смелости. Я не вижу того, что люди хотят сделать что-то новое. Да, это риск, но куда же без него. И отсутствие этой смелости мешает сказать что-то по-настоящему искреннее.
ОП: Авторы бездумно ориентируются на западные картины, например. То есть, по-твоему, проблема российского кино — не в рекламе, не в пиаре, а именно в качестве.
ИМ: Да.
ОП: Как ты знаешь, я один из авторов текстов для кинотеатра «Out Cinema» — изучение фильмов и написание статей помогает мне понять их природу, что и как в них работает для зрителя. Как относишься к частным кинотеатрам, которые показывают авторское, культовое, классическое кино?
ИМ: Это круто. Но есть еще и такой момент – когда я иду в кинотеатр (почему, собственно, я люблю это делать) — я хочу видеть фильм на большом экране.
ОП: Ты, как и я, занимаешься музыкой. Не кажется ли тебе, что работа над фильмом очень похоже на создание музыкального произведения? Конечно, это сложнее с точки зрения организации и ресурсов, но творчески: ты пишешь сценарий, некую основу, сырые аккорды. Затем происходит съёмочный процесс — запись музыкальных инструментов, работа с музыкантами и людьми. Пост-продакшн, монтаж — то же, что и мастеринг и сведение.
ИМ: Работа над любым произведением искусства – написать книгу, сделать песню или снять фильм – это некие…
ОП: Единые творческие основы.
ИМ: Да. Если, например, сравнивать музыку и кино, то музыка – это более абстрактная такая вещь. Разница в том, что когда ты слушаешь музыку, ты волен сам выстраивать в голове визуальный ряд, а кино в этом плане более конкретно.
ОП: Это уже разные принципы воздействия. Хорошо. Как вообще относишься к разделению на «столичное» и «провинциальное» кино? Первые свои работы ты снял в Краснодаре, я — совместно с товарищем сделал несколько работ в Тольятти, Самарской области (их никто никогда не увидит). Есть ли, на твой взгляд, заметная разница в условиях съёмки кино и вообще творческих проектов здесь, в Петербурге, и на периферии?
ИМ: В Краснодаре по факту не делается кино. Вроде бы ходит слушок, что и в Петербурге нынче не делается…
ОП: Но это неправда.
ИМ: В Краснодаре я на любительском уровне всё делал. Чтобы сделать фильм надо собрать вокруг себя людей, которые…
ОП: Которые что-то в чём-то понимают.
ИМ: Да, которые были бы профессионалами или хотя бы полупрофессионалами. У меня были актеры, которые закончили театральные студии, был один оператор, но по большей части в команде были друзья и знакомые. Если брать Питер, то мне кажется, что этот город больше расположен к творчеству. Но это вопрос общих тенденций и частных случаев, я сужу лишь по своему опыту.
ОП: Я с тобой полностью согласен, потому что у меня история та же. Значит, тебе нравится Петербург?
ИМ: Да.
ОП: И мне. Сейчас ты заканчиваешь документальный фильм про Игоря Черидника – бывшего барабанщика группы «АукцЫон», который может вырасти и в полный метр. Какие у тебя планы на будущее?
ИМ: У меня сейчас три фильма находятся на стадии пост-продакшена. Первый – игровой, второй — документалка про Игоря и третий — концертная короткометражка про группу «Игры». Весной я снимаю еще одну короткометражку «Оба» про отношения парня и девушки в провинциальном городе. Дальше – посмотрим, каких-то конкретных планов нет. Но у меня есть блокнотик, в который я записываю заметки, и, если у меня будет творческий кризис — я всегда могу открыть его.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda