И хоть режиссер отказался от первоначального замысла, он не отказывается от груза былых лет, который сподвиг его к придумыванию этого самого первородного концепта. Вот, знаете, у Никиты Михалкова в его исторических фильмах (ну или тех, что подаются зрителю с претензией на историчность) часто встречаются образы некогда подданных Империи с насыщенным дореволюционным прошлым, которое преследует их и после наступления «красного октября». Похожее наблюдается и у Мельвиля: для него Земля сейчас (сейчас — это конец 50-х) — момент, когда глобализационные процессы заживо съедают процессы морали, а Земля, втянутая в борьбу Союзников и стран «оси» — время и место героев, когда всех и каждого окружали смерть и разрушения. Но при этом не принижалось значение слова «честь». И в мельвилевском «сейчас» (подчеркиваем, именно в мельвилевском, а не чьем-то еще) вчерашние солдаты (сам режиссер принимал участие в боевых действиях и был частью французского Сопротивления) помнят, какими жертвами и какие именно люди приближали мирное небо. И тогда было хоть и не невозможно, но сложно представить, что сенсация для журналиста, в жизни повидавшего некоторое дерьмо, окажется выше совести. И эту назревающую метаморфозу, этот противовес, возникающий между профессиональным долгом и профессиональной деформацией, «Двое» классно обыгрывают, пускай ради этого им и приходится кульминационный финал картины смять. Однако из него не вываливается, а остается держаться на ногах, пускай и в нетрезвом виде, фотограф подшофе, который за прошедшую ночь успел не только раскусить загадку и получить по морде, но и кое-что усвоить. Сам он этого своими устами не скажет, но зритель без слов и так все прекрасно поймет, ведь Мельвиль, даже в том произведении, которое он с самим собой привык не ассоциировать, остается мэтром. Остается авторитетом не слова, а дела. Не фразы, а действия. Не кадра, а сочленения кадров — и мы имеем в виду не столько механический процесс монтирования ленты, сколько то, насколько гармонично в ней, будто сами по себе, соорганизуются друг с дружкой все ее дисгармоничные элементы.