ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 5 ФЕВРАЛЯ 2024

ДЕТКА: СДЕЛАНО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

История о том, как найти мать и не потерять себя

ДЕТКА: СДЕЛАНО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 05.02.2024
История о том, как найти мать и не потерять себя
ДЕТКА: СДЕЛАНО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 05.02.2024
История о том, как найти мать и не потерять себя
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Ирина Бас
Страна: Россия
Год: 2023

Кировские сопки. Отец. Любимый пес в клетке. Выпускной. Даше восемнадцать. Она говорит отцу, что едет в Мурманск — поступать. Обещает ему там не потеряться и периодически звонить. Но потерялась Даша, кажется, давно. И теперь, чтобы найтись, она едет в Петербург к матери, от которой — только в видео в телефоне. Отрезает волосы, перекрашивается в красный и приходит с одним лишь рюкзаком и новым мобильником в петербургский холодный, но красивый двор. Она приходит к матери. И еще не знает, что ждет ее за дверью. А там и продажа девственности, и истерика, и слезы, и прощение. Для этого нужно быть очень смелой и дерзкой. Такой, как Даша.
Эту историю Ирина Бас и Наргиз Багирадзе, выпускницы ВГИКа, задумали еще в 2018 году. Хотели снять кино о 17-летней девчонке. Но три года искали финансирование, пока не пришли в «Ленфильм». «Детка» — полнометражный дебют Ирины Бас. До этого — съемки короткометражки «Бывшие» и серии для альманаха «Шестнадцать +».

Потом на одну из наших встреч Наргиз пришла с историей своей знакомой, которая нас зацепила. И мы интуитивно почувствовали, что она очень про нашу героиню, так что решили оттолкнуться в сюжете от нее. Мы ее переработали так, чтобы она была пригодна для кино. Прототип сейчас вряд ли узнал бы себя в фильме [1].
Лена, мать Даши, живет в большой квартире в Петербурге. И город в фильме очень ей соответствует: холодный, эстетичный, он никого не подпускает близко. А Дашу и вовсе испытывает. В нем нет романтичности, картинности, он по-новому открывается для зрителя и становится не просто местом действия, но и отдельным героем со своим характером и меняющимся настроением. За настроение в картине также отвечают цвета: терракотовый, ярко-красный, розовый — все оттенки огня, все оттенки Даши, которая бунтует, протестует. И оттеняет этот серо-голубой город, мать в черно-белых костюмах, темные улицы. При всей суровости Петербурга, он здесь как никогда, динамичен. Отсутствие монтажных склеек, резкие переходы с крупного плана на общий — вот Даша, как маленькое красное пятно, маяк, растворяется на фоне старинного дома с колоннами, а следом — ее растерянное лицо на фоне синеватых стекол парадной, перед дверью матери, — все это делает фильм нескучным. И мы понимаем, по каким правилам здесь течет время. Перед нами несколько июльских дней, когда в городе может быть и убийственно жарко, и жутко сыро. Особенной кажется сцена с ливнем, когда Лена на общем балконе выходит в халате покурить — очень красивый, хоть и немного избитый образ. А за ней выходит Даша. И профиль Виктории Исаковой на фоне гранитного двора-колодца с фонтаном внутри композиционно превращает этот момент в какой-то магический телепорт. Теперь нам кажется, что мы тоже стоим на лестничной клетке и наблюдаем за героинями. А естественный свет, падающий на кудрявые рыжие волосы, как будто только усиливает этот эффект.
В Петербурге Даша, параллельно с бунтом и узнаванием матери, пытается поступить на актерский. Любовь к музыке передалась ей от Лены. Пытается продать девственность. Пытается навредить себе. Эта картина не боится обнаженности, возможно, потому, что это кино сделано женщинами и о женщинах. И здесь это не просто художественный прием, а попытка поговорить открыто о женственности и поиске себя. Мужчину за такое, скорее всего, «покусали» бы.

«Детка» рассказывает историю взросления девушки, и в нашем фильме это неразрывно связано с фигурой матери, с женственностью. Предполагаю, что такую историю проще рассказать женщине, хотя, конечно, я бы не стала разделять кино на «мужское» и «женское», вешать какие-то гендерные ярлыки.
Роль Даши исполняет Маша Мацель, которую мы уже видели в «Стране Саше», «Черном облаке», «Отпуске в октябре». Ирине Бас порекомендовал попробовать Машу на эту роль Игорь Николаевич Ясулович, которого Ирина сняла в короткометражке «Бывшие». Маша тогда переходила с первого курса на второй в его мастерской. И даже спустя три года, пока Маша росла, как в актерском плане, так и вообще, росла физиологически, режиссер все еще не видела никого другого в этой роли. В 2023 году Игоря Николаевича не стало. Ирина Бас посвятила эту работу ему. А мы видим на экране Машу и понимаем, как же талантливо и надрывно она попадает в настроение Даши — какой смелой она ее делает, одновременно дерзкой, пряча ее детскость, беззащитность и страхи.

Впервые «Детку» показали под другим названием — «Летом асфальт теплый» — в 2023 году на фестивале «Короче». Это безусловно авторское кино, но и очень зрительское. Красивое, логичное, мощное. В этой картине даже странный Федя, случайно подобравший Дашу на петербургской улице, стихотворение на каком-то из туров, даже одновременно смешной и суровой Тема в исполнении Алексея Розина — все это обосновано, необходимо, как части пазла, который зрителю нужно собрать. Но это все — препятствия для героинь — Лены и Даши, которые они должны преодолеть, чтобы попросить прощения и простить. Может быть, этого невозможно добиться одним лишь разговором за кофе на кухне. Словами вообще боль трудно описывать, а тут между ними целых 17 лет. Может быть, невозможно это сделать нормально, по-человечески, без вреда. Но и границ нормального мы тоже не знаем. Эти героини сильны не только потому, что режиссер хотела показать силу женщин в целом. Они сильны хотя бы потому, что как-то коряво, неправильно, сложносочиненными путями и тропами, но честно пытаются справится со всем, что случилось. Они наказывают себя. И в итоге прощают, простите за спойлер, под самую прекрасную песню, которую только можно было подобрать. Но чтобы ее услышать, нужно посмотреть кино!

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Все высказывания Ирины Бас в данном материале были взяты из интервью Екатерины Уваровой, опубликованного в интернет-версии журнала «Сеанс»
Made on
Tilda