ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 26 МАЯ 2019

«ДЕМОНЫ» ЛАМБЕРТО БАВЫ: ПОСТМОДЕРНИЗМ ИТАЛЬЯНСКОГО ХОРРОРА

Рецензия на дилогию культовых кровавых, демонических и разнузданных хорроров Ламберто Бавы

«ДЕМОНЫ» ЛАМБЕРТО БАВЫ: ПОСТМОДЕРНИЗМ ИТАЛЬЯНСКОГО ХОРРОРА

ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 26.05.2019
Рецензия на дилогию культовых кровавых, демонических и разнузданных хорроров Ламберто Бавы
«ДЕМОНЫ» ЛАМБЕРТО БАВЫ: ПОСТМОДЕРНИЗМ ИТАЛЬЯНСКОГО ХОРРОРА
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 26.05.2019
Рецензия на дилогию культовых кровавых, демонических и разнузданных хорроров Ламберто Бавы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ламберто Бава
Страна: Италия
Год: 1985


Сын известного итальянского режиссёра Марио Бавы – Ламберто Бава – не стал первооткрывателем новых поджанров, как его отец в случае с джалло, но прочно вошёл в историю кинематографа с дилогией «Демоны», выходившей с 1985 по 1986 годы. Что нового «Демоны» приподнесли зрителям, и почему они считаются культовыми?
«Демоны» (1985 год)
Динамичная музыка под бодрый монтаж. Вагон метро. Одинокая главная героиня фильма Шерил со сборником пьес для фортепиано в руках. Выйдя из поезда, она замечает, что ее преследует незнакомец, лицо которого закрывает вросшаяся в кожу металлическая маска. Он раздаёт билеты в кинотеатр «Метрополь» на показ таинственного фильма, и Шерил, не чувствуя подвоха, приходит на сеанс со своей подругой.

Спродюсированные Дарио Ардженто – знаменитым постановщиком и учеником-товарищем отца Ламберто Бавы – «Демоны» поначалу вызывают чувство тревоги: странный незнакомец в маске, раздающий билеты (которого сыграл Микеле Соави – ещё один известный итальянский хоррор-мейкер); жуткий кинотеатр, о котором никто не слышал; показ безымянного фильма. Итальянский постановщик мастерски расставляет акценты на деталях: в фойе кинотеатра мы видим маску, висящую в фойе кинотеатра, похожую на ту, что закрывала половину лица таинственного парня, или слепой мужчина, чувствующий что-то неладное.

«Демоны» (1985 год)
Постмодернистская игра со зрителем начинается с показа постеров культовых фильмов, висящих в гостевом зале кинотеатра – «Терминатора», «Метрополиса» Фрица Ланга – и продолжается показом дурацкого ужастика, который смотрят главные герои «Демонов» – по сюжету фильма молодые люди зачем-то раскапывают могилу Нострадамуса и поочередно превращаются в мерзких демонов, похожих на зомби. То же происходит и в кинотеатре – девушка, порезавшаяся о маску, пускает зеленую пену и превращается в монстра, заражающего всех вокруг. Здесь начинается то, за что известен фильм «Демоны» - под задорный рок-н-ролл устраивается кровавое месиво с обилием крови и разного цвета жидкостей и не пытается быть серьёзным – Бава снял пародию на ужасы и заправляет блюдо изрядной долей треша.

Дарио Ардженто уже снял свои главные шедевры – «Кроваво-красное», «Суспирию». Отец Ламберто – Марио – умер в 1980 году, и жанр «джалло» начал угасать – ничего нового в итальянском сегменте фильмов ужасов не появлялось. Тем интереснее наблюдать, как в 1985 году Ламберто Бава издевался над жанром – смаковал жестокость и показывал ее с юмором. Можно придираться к неправдоподобной игре актёров, нелогичному развитию сюжета, чрезмерной и экзальтированной жестокости, но когда из людей вылезают демоны (в полный рост), по залу кинотеатра герои катаются на мотоцикле, мечом кромсая кровожадных монстров, а крышу кинотеатра пробивает падающий вертолёт, лопастями отрубающий головы – к происходящему на экране не относишься всерьёз. Авторы повеселились, хотя Ламберто Бава умел снимать и чисто саспенсовое кино – достаточно вспомнить «Лезвие в ночи», не самый плохой представитель поджанра джалло.

В «Демонах» грамотная операторская работа и аудиовизуальный монтаж, а саундтрек включает в себя эмбиент и диско-рок мотивы. Автором саундтрека выступил Клаудио Симонетти – участник легендарной группы «Goblin», писавший музыку для картин Дарио Ардженто. Одной из отличительных черт фильма являются зубы, когти, маски и линзы – качественный грим создаёт атмосферу ужаса, порой переходящего в чёрную комедию.

«Демоны» (1985 год)
Первая часть «Демонов» породила продолжение, вышедшее спустя год – постановкой руководил тот же Ламберто Бава. В сиквеле действие разворачивается в квартирном комплексе, куда демоны попадают через экраны телевизоров. Несколько актёров, снявшихся в первой части, были задействованы во второй, а градус пародии и треша возрос в несколько раз – первые кадры фильма сначала показывают красную капающую жидкость (якобы кровь), затем силуэт медленно идущего существа (якобы демона) – ими оказываются варенье и повар. В картине также есть демоны, хватающие жертв за гениталии – режиссёр намеренно доводит некоторые сцены до абсурда.

Если бы «Демонов» снимали сейчас, то твари попали бы в наш мир с экранов смартфонов, планшетов и компьютеров: некая универсальность сюжета – одна из причин, почему дилогия стала культовой и ценится среди поклонников хорроров. Пародия на ужасы, обилие кровавых и абсурдных моментов, хороший визуал, монтажный ритм и музыка – «Демоны» пусть и смотрятся устарело в силу технических возможностей эпохи создания фильма, но по-прежнему являются одним из самых запоминающихся фильмов ужасов благодаря неожиданным визуальным находкам и добротному чёрному юмору.


Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda