КАРИНА ЛИ | 2 ИЮЛЯ 2020

ДЕЛИКАТЕСЫ: ИЗЫСКАННОЕ БЛЮДО ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ АБСУРДА

Будни людей на грани безумия в фирменных тонах Жан-Пьера Жене

ДЕЛИКАТЕСЫ: ИЗЫСКАННОЕ БЛЮДО
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ АБСУРДА

КАРИНА ЛИ | 02.07.2020
Будни людей на грани безумия в фирменных тонах Жан-Пьера Жене
ДЕЛИКАТЕСЫ: ИЗЫСКАННОЕ БЛЮДО
ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ АБСУРДА
КАРИНА ЛИ | 02.07.2020
Будни людей на грани безумия в фирменных тонах Жан-Пьера Жене
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Марк Каро, Жан-Пьер Жене
Страна: Франция
Год: 1990

Дом классического образца 30−40-х годов с массой голодных постояльцев, живущих каждый в своем маленьком мирке. Владелец дома, мясник, держит на первом этаже лавку, предлагающую деликатесы на любой вкус. Он принимает оплату исключительно зерном, (маисом) подобным золоту в крупицах, и скрупулезно пересчитывает прибыль темными ночами… В перерывах между убийствами, чтобы наполнить витрины лавки новыми деликатесами.

Подобно многим страшным тайнам домов, этот секрет так и томился бы за закрытыми дверями, если бы не дочь мясника, которая влюбляется в каждого нового жильца, рано или поздно попадающего в страшную пищевую цепочку.

Поначалу сюжет может показаться чудовищным, но эта картина — совсем не заурядный рассказ о каннибалах. Виртуозно играя с идеями, Жан Пьер-Жене постепенно насыщает историю новыми деталями, шаг за шагом погружая зрителя в совершенно иную реальность, аккуратно стирая границу между правдой и вымыслом и переворачивая с ног на голову моральные устои. Ведь в мире, где один поедает другого, само понимание морали пришито к этому вымышленному миру белыми нитками. Мы знакомимся с жильцами, погружаемся в их быт и мысли. Способствуют этому крупные планы героеы. И как только мотивы их поступков становятся очевидными, а роли распределенными — дом превращается в огромный воздушный шар, раздуваемый противоречиями, где любой неаккуратный шаг по старой лестнице может привести к катастрофе.
«Деликатесы» были полнометражным дебютом Жене. Идея пришла к постановщику, когда он сам был таким же жильцом дома с мясной лавкой на первом этаже. Мысль о мяснике, заполняющем витрины частями тел жильцов поначалу была лишь мрачной шуткой, но постепенно переросла в большой проект, который принес режиссеру славу.

Созданный в тандеме с Марком Каро, этот фильм заставляет зрителя искренне сопереживать главным героям в ожидании момента, когда добро наконец восторжествует. Но история, поставленная как мрачная сказка для взрослых — далеко не единственное, что привлекает внимание.

Фильмы Жене как бы стараются стереть грань между реальностью и фантазией, явью и сном. Да, местами они карикатурные, но зритель видит в них что-то настоящее и даже личное. Невероятная любовь к деталям при постановке мизансцен, продемонстрированная уже в начале фильма, вызывает неподдельный интерес, заставляя разглядывать каждый сантиметр экрана. Нестандартные приемы операторской съемки, оптические иллюзии, предметы, обнаруженные будто бы в бабушкином шкафу — режиссер словно приглашает нас поиграть на чердаке, полном чужих воспоминаний, обещая рассказать большую интересную историю. Так, мы узнаем о персонажах фильма, у каждого из которых есть своя тайна.

Внешний облик и одежда героев отражает их характер, а детали быта дополняют образ, делая каждого жильца уникальным. Преобладание темных и светлых оттенков в квартире каждого из них демонстрирует настроение и моральное состояние, а этаж является своеобразным показателем градации постояльцев на «шкале добра и зла». К примеру, темные тона квартиры, в которой живет весьма нервная дама с супругом, подчеркивают ее болезненное состояние и желание покончить с собой, используя любые подручные средства: от швейной машинки, до дверного звонка. В то время как комната дочери мясника на верхнем этаже, светлая и аккуратная, со старинными вазами и пластинками, нотными тетрадями говорит об ее оптимизме и светлой натуре.

Одной из характерных особенностей режиссерской работы Жене является цветовой тон, состоящий преимущественно из теплых тонов. Это, в купе с внешним видом персонажей и крайне эмоциональной игрой, доводящей любую ситуацию до абсурда, придает фильму некий оттенок «сказочности». Так, мы получаем по-настоящему уникальную визуализацию сюжета, подчеркивающую ценность и поучительный характер даже самой обыденной истории.

Символизм «Деликатесов» крайне многообразен. Безусловно, дом, полный жильцов — всего лишь метафора, намекающая на мир, где все живут в страхе по устаревшим законам, выросшим из простых человеческих желаний и пороков: голод и страх, похоть и жадность, ярость и безумие. И в результате некой чудовищной лотереи каждый жилец получил свой набор грехов.

Проявление этих пороков доведено до абсурда. Это делает ситуацию комичной, но заставляет взглянуть на взаимоотношения людей с другого ракурса. Безусловно, каждый жилец независимо от его недостатков, действует в своих интересах, стараясь получить выгоду от любой ситуации, как отец большой семьи, или просто спокойно прожить спокойно остаток дня, как старый полковник, закрывшись в своем мирке. Но мы понимаем, что даже в мире, где телевизор — единственное окно в мир, а печенья — непозволительная роскошь, существуют люди, способные жить по своим собственным законам и ясно видеть что-то хорошее в любой ситуации. Главный герой является примером оптимистичного взгляда на жизнь. Подобно ребенку, он живет играючи и легко расстается со всем материальным. Он отдает свои ботинки водителю такси, затыкает одеждой вентиляцию во время потопа, в то время как для других украденная пара белья становится трагедией. Видя родственную душу в дочери мясника, он вновь убеждается, что друг и соратник по жизни — гораздо ценнее любого зерна, подарков или громких обещаний. И не важно, кто твой друг: шимпанзе, лягушка или виолончель.

Подпольная организация, живущая под землей — олицетворение нового порядка, который однажды вырвется наружу. И даже мясник, посмеиваясь над ним, неумолимо считает свое зерно, потому что чувствует страх перемен. Ну, а финал демонстрирует нам развал системы и гибель старого порядка. По направленности характера жители канализации скорее ближе к добру, чем к злу. Это доказывает их сотрудничество с дочерью мясника. К тому же, несмотря на жуткое прозвище «Троглодиты», полученное за жизнь под землей, они такие же люди, только гораздо более человечные, так как отказались от поедания человечины и живут вместе, решая все проблемы сообща.
За «Деликатесы» Жан-Пьер Жене получил премию Сезар и возродил интерес публики к теме социального нищенства, особо популярной в послевоенные годы. Моральный аспект картины выходит за пределы простой борьбы добра со злом, затрагивая множество других тем. И спустя три десятилетия этот фильм не теряет своей ценности, демонстрируя оптимизм и решительность людей, готовых идти против устаревшей системы, основанной на страхе и эгоизме.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda