НАТАЛЬЯ КАЗУРОВА | 11 НОЯБРЯ 2019

РЕЖИССЕРЫ-ДЕБЮТАНТЫ:
ДЖУЛЬЕТТА МАРТИРОСЯН

РЕЖИССЕРЫ-ДЕБЮТАНТЫ:
ДЖУЛЬЕТТА МАРТИРОСЯН

НАТАЛЬЯ КАЗУРОВА | 11.11.2019
РЕЖИССЕРЫ-ДЕБЮТАНТЫ:
ДЖУЛЬЕТТА МАРТИРОСЯН
НАТАЛЬЯ КАЗУРОВА | 11.11.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
В этом цикле интервью, проведенном и подготовленном Натальей Казуровой, мы рассказываем о молодых и талантливых дебютантах в кино. Героиней второй по счету беседы нового цикла стала Джульетта Мартиросян, она родилась в 1994 году в Ереване, училась во ВГИКе и сняла свой дебютный фильм «Необратимая химия» в прошлом году.
Джульетта Мартиросян. Ph: Дарьяна Осоткина
Джульетта, здравствуй! Совсем недавно закончился Открытый фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге, где твой фильм взял приз в номинации «Лучший дебют». Еще до оглашения вердикта жюри многие говорили о том, что твоя работа выделяется на общем фоне и заслуживает победы в своей номинации. Буду рада, если ты поделишься своим опытом и размышлениями на тему «молодого» российского кино.

Сегодня все чаще размывается граница между игровым и неигровым кинематографом. В чем с твоей точки зрения принципиальное отличие документального кино? Почему ты
обратилась именно к нему?
Лет с четырнадцати я представляла себя режиссером игрового кино, в документалистику же попала случайно, хотя сейчас об этом совершенно не жалею. Я поступала по квоте из Армении и в Российском центре науки и культуры, который в том числе занимается обменом студентов, были неправильно написаны мои контактные данные. На собеседование в Ереване я попала случайно, просто принесла в этот день папку с фотографиями. И когда пришли на меня направления в МГУ, КиТ и во ВГИК, сотрудники центра долго не могли меня найти. Поэтому я пропустила набор во все мастерские. Оставался последний день собеседования в мастерскую неигрового кино. В этот последний вагон вопреки всему я и запрыгнула.

Об отличиях между игровым и неигровым кинематографом я могу судить как молодой и пока неопытный режиссер. Для меня кино - это прежде всего идея. И чем скрупулезнее ты относишься к подготовке, тем выше вероятность, что кино удастся. В большинстве случаев молодому режиссеру труднее сделать хороший игровой фильм по той простой причине, что у него еще нет тех необходимых знаний о мире и наблюдений, которыми он может наполнить свой фильм. Нет и достаточного навыка, чтобы в полной мере реализовать свою идею. Я уже не говорю о том, что часто он даже не знает, что же он хочет своим фильмом донести до зрителя.

В документальном кино молодой режиссер может совершать много разных ошибок, но ему помогает сама жизнь, потому что именно она выступает основой для сценария, она существует как объективная данность, тебе нужно только всматриваться в нее, подмечать детали, фиксировать их и учиться.

Для меня игровое и неигровое - это всего лишь два разных способа повествования. Документальное кино, с моей точки зрения, богаче, потому что за ним стоит настоящая жизнь – сценарии, по которым живут люди, а не вымышленные персонажи.
Ты закончила ВГИК. Сегодня для одних ВГИК – это марка качества, а для других школа архаики, кино вычурного и правильного, но не отвечающего духу времени. Твой фильм – яркое подтверждение тому, что в стенах ВГИКа появляются дерзкие картины, кино которое точно не ассоциируется с пресловутой «стариной». В чем сильные и слабые стороны ВГИКа сегодня на твой взгляд?
Я очень люблю ВГИК. Я мечтала учиться в нем и это лучшее, что случилось со мной в жизни. Все дело в моих мастерах. У нас ведь система мастерских, и в каждой мастерской свой микроклимат. Я окончила у Сергея Валентиновича Мирошниченко и Светланы Леонидовны Музыченко. Эти люди учили нас многому, но может быть самое сложное в простом: они научили нас смотреть по сторонам и не быть безразличными.

Мои мастера – это люди, которые не ограничивают тебя ни в темах, ни в языке повествования. Дальше все зависит от твоей личной внутренней свободы. К сожалению, нам известны случаи цензуры на киностудии, оказания давления на студентов, чтобы они отказывались от своих тем. Тут нечего и комментировать. И все опять же зависит от того, у какого мастера ты учишься. Есть мастера, как наши, которые за выбранные студентами темы борются и с киностудией.

Поэтому, если бы кто-то из абитуриентов спросил у меня, стоит ли идти во ВГИК, я бы посоветовала предельно внимательно изучить действующие мастерские, работы самих мастеров и их учеников, чтобы не ошибиться с выбором мастера и сделать правильный выбор.

Во ВГИКе все еще остались знающие и преданные своему делу педагоги по литературе, истории искусства, театра и музыки. Беда в том, что ВГИК изнутри пожирает бюрократия. Учебный план катастрофически сокращается. Как можно преподавать киноведам зарубежную литературу за 2 семестра? Всю зарубежную литературу от античности вплоть до 20 века! Мне не с чем сравнить, я не знаю, как строится образование в других киношколах. Но в «особо ценном объекте культурного наследия» все же еще можно найти педагогов, которые готовы передать вам знания…
Есть ли у тебя кумиры, ориентиры? Какое кино ты смотришь сама?
Ну я смотрю много всего… Но вдохновляет меня, в основном, игровое кино: Кар-Вай, Висконти, Абуладзе, Иоселиани, Данелия, Ханеке, ранний Каракс… Артавазд Пелешян, конечно. Он - гений! Птица совершенно другого полета. Но повторить его бессмысленно. Он первооткрыватель и для меня никем не превзойден. Наверное, я ни на кого не ориентируюсь. В рамках упражнения можно попробовать применить язык Пелешяна. Но смысла в этом, кроме как попытаться понять, как на деле работает дистанционный монтаж - нет. Я и не знаю, почему мне нравятся те или иные режиссеры. И, честно сказать, не пытаюсь понять. Для меня кино - это способ коммуникации. И в каждой работе я ищу языковые средства, с помощью которых она была бы возможна.
Твоя дебютная картина называется «Необратимая химия» (2018) и рассказывает о ребятах, которые тусуются в клубах, употребляют наркотики, философствуют о жизни. Кому-то может показаться, что они прожигают жизнь, другие увидят в буднях этих ребят знакомую боль и живой нерв. Тебе легко было общаться с персонажами твоей картины? Ты ассоциируешь себя с этой молодежью? Или это скорее взгляд со стороны?
«Необратимая химия» - курсовая работа. Этот фильм для меня прежде всего эксперимент, попытка выйти за рамки привычных форм повествования, и вместе с тем способ восполнить опыт, которого у меня не было в юности. Сказать по правде, это и желание подурачиться. Несмотря на драматичный финал, к которому я привожу ребят – героев фильма, они мне очень симпатичны. Я им даже завидую.

В «Необратимой химии» документальный герой только один и это Катя с историей своей жизни. Остальные ребята были придуманы как иллюстрация к ее мыслям. С ними как раз было очень легко. А вот с Катей трудности возникали. Я думаю, что с самого начала съемок неправильно выстроила с ней диалог. Временами, казалось, мы понимали друг друга, временами, думаю ей было не очень ясно к чему мы идем, и она пыталась лезть в режиссуру.

Ассоциирую ли я себя с этой молодежью? Я одновременно занимаю позицию и наблюдателя, и участника событий. Думаю, многим миллениалам знакомо это ощущение растерянности, бессилия и бесполезности. Хотя в последнее время я стала замечать все больше пассионариев.
Постановочными кадрами ты всех перехитрила или скорее даже запутала! А каковы пределы этической и творческой свободы режиссера-документалиста? Есть ли границы, за пределы которых он не должен / не имеет права выходить?
Пределы творческой свободы документалиста? Я не знаю можно ли творчество ограничивать? А этические границы, да, существуют. Но каждый устанавливает эти границы для себя сам.
Какие планы на будущее? Думаешь ли ты себя посвятить исключительно доку или все же есть интерес к игровому кино, стремление попробовать себя в новых жанрах/направлениях? Очевидно, что в «Химии» у тебя отлично получилось срежиссировать игру актеров. Они выглядят предельно естественно в кадре. Лично мне было бы любопытно, например, увидеть клип в твоем исполнении – в «Необратимой химии» шикарный музыкальный ряд.
Шикарный музыкальный ряд в фильме благодаря нашему композитору и звукорежиссеру Антону Христенко. Я обычно монтирую под референс, который мы выбрали вместе, потом он пишет новую музыку под монтаж. Это не первая и не последняя наша совместная работа.

Что касается планов, то фантазировать можно много и долго, идеи, конечно, есть, среди них и музыкальный клип. Но в итоге ты делаешь то, что находит наибольший отклик, даже вызывает боль в тебе самом, тогда как будто фильм нужнее и другим…

Интервьюер: Наталья Казурова
Редактор:
Лена Черезова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda