Режиссер: Йос Стеллинг
Страна: Нидерланды
Год: 1986
Задолго до создания Союза Голландского кино (NBB) нидерландский режиссёр Йос Стеллинг снимет фильм «Стрелочник», который встал в один ряд с классическими примерами европейского артхауса. Но, киноязык, как и любой другой продуцирует свои особенные акценты.
С первых же сцен, вербальный диалог между персонажами отсутствует. Героиня пытается изъясняться на французском, а герой попросту не настроен поддерживать беседу даже на родном языке. Персонажи картины разговаривают не вполне ясно. Нам слышатся обрывки историй и фраз, а герой может уснуть посреди разговора. Диалоговая нить повествования истончается с каждой новой минутой хронометража, заставляя зрителя тщательнее следить за сюжетом.
Из-за того, что герои не разговаривают друг с другом и режиссёр купирует привычную систему диалогов, в фильме разворачивается многогранная палитра невербальной коммуникации. Нам представляют женщину, которая в ситуации опасности начинает прихорашиваться и красить губы, мужчину, который работает в автоматическом режиме, ведь каждый взмах его руки приходится на поворот ручки или вентиля. Стеллинг превращает жесты героев в пантомиму. Они условно танцуют, гротескно берут в руки еду, кривляются, пытаются передать свои эмоции короткими ужимками, часто переглядываются и смотрят друг на друга то искоса, то в упор.