ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 7 ИЮНЯ 2023

ДЭННИ ЭЛЬФМАН: ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ГИК

Музыкальный «талисман» Тима Бертона, автор главной темы «Человека-паука» Сэма Рэйми и мастер блокбастерного саундтрека

ДЭННИ ЭЛЬФМАН: ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ГИК

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.06.2023
Музыкальный «талисман» Тима Бертона, автор главной темы «Человека-паука» Сэма Рэйми и мастер блокбастерного саундтрека
ДЭННИ ЭЛЬФМАН: ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ГИК
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 07.06.2023
Музыкальный «талисман» Тима Бертона, автор главной темы «Человека-паука» Сэма Рэйми и мастер блокбастерного саундтрека
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
В апреле 2022 года Дэнни Эльфман отыграл сет Past, Present and Future! From Boingo to Batman and Beyond! на знаменитом музыкальном фестивале Коачелла. Он выступал с голым торсом, заставив общественность теряться в догадках: каким образом 68-летний композитор сохраняет такую впечатляющую для своего возраста физическую форму? Это тем более удивительно, если учесть занятость Эльфмана в кино, на телевидении, а также в концертной деятельности.

Понять, что композитор — вольнодумец и нонконформист, несложно. Достаточно послушать его музыку. О том же говорит и его внешность — тело Эльфмана покрыто татуировками, как у завзятого рок-музыканта. Неудивительно, ведь прежде Дэнни состоял в группе брата.

Но старые фотографии музыканта расскажут и о другом. На них композитор выглядит немного чудаковатым, неуверенным в себе, милым и внешне скромным юношей-гиком. Действительно, ведь за яркой внешностью рыжеволосого «сына маминой подруги» скрывался тяготевший к наукам молодой человек.

ИЗ РОКЕРОВ — В КОМПОЗИТОРЫ

Родившийся 29 мая 1953 года в обеспеченной семье, Дэниэл Роберт Эльфман провел школьные годы в Калифорнии, во многом следуя за своим старшим братом Ричардом, который в то время считался более талантливым и амбициозным. Романа с наукой у Дэнни не сложилось, и он переключился на музыку, к которой испытывал все более и более нежные чувства.

Ричард тоже смотрел в ту сторону — он был рокером и надеялся стать знаменитым. Поэтому, когда старший брат бросил колледж и отправился покорять Европу, Дэнни незамедлительно последовал за ним. Во Франции они выступали с труппой авангардного музыкального театра Le Grand Magic Circus.

Затем было самостоятельное путешествие в Гану и Мали — там Эльфман-младший изучал местную колоритную музыку. Интересно, что в Африке он часто маскировался под протестанта или католического религиозного студента, чтобы получать бесплатную еду для миссионеров.

Вернувшись в Лос-Анджелес, Дэнни присоединился к музыкально-театральной группе брата The Mystic Knights of the Oingo Boingo, в которой играл на гитаре, выступал в качестве солиста и сочинял музыку. Участники коллектива носили клоунский грим и в целом вели себя на сцене довольно эксцентрично.

Спустя некоторое время Ричард решил стать режиссером и перетянул брата в новую отрасль за собой. В хулиганской музыкальной комедии «Запретная зона» (1980), которая стала дебютной картиной Ричарда и была поставлена по мотивам выступлений их группы, Дэнни сыграл роль Сатаны и написал саундтрек. «Запретная зона» стала культовой в узких кругах и ​​помогла карьерам Ричарда и Дэнни (в особенности Дэнни).
Вскоре Эльфман познакомился с амбициозным постановщиком Тимом Бертоном. Молодые люди сразу нашли общий язык: оба были гиками, тяготели к мрачной романтике и боготворили кинокомпозитора Бернарда Херрманна. «Большое приключение Пи-Ви» (1985) — экранизация одноименного комедийного телевизионного шоу — сделало знаменитыми обоих.

Сотрудничество было продолжено в «Битлджусе» (1988), «Бэтмене» (1989) и его сиквеле «Бэтмен возвращается» (1992), готической сказке «Эдвард руки-ножницы» и других постановках. Помимо работы с Бертоном, Эльфман сотрудничал с Сэмом Рэйми, Тейлором Хэкфордом, Питером Джексоном, Гасом Ван Сентом, Гильермо дель Торо и другими режиссерами. Кроме того, Эльфман озвучивал нескольких персонажей анимационных картин, музыку к которым он написал.
Но созданием музыки для известных по всему миру фильмов дело не ограничилось. На рубеже веков Дэнни начал работать в качестве концертного композитора, а также создал несколько партитур для знаменитого шоу Cirque du Soleil. И уж совсем неожиданным даже для поклонников Эльфмана стал релиз сольных песен композитора. Тряхнув стариной, в позапрошлом году он выпустил альбом в жанре индастриал-метал Big Mess.
Дэнни Эльфман — Happy (альбом Big Mess)

ИДЕАЛЬНЫЙ МАКАБРИЧЕСКИЙ САУНДТРЕК

Музыка Эльфмана не только поддерживает киноповествование, но и по сути является его частью. При большом разнообразии работ — от фриковатых «Битлджуса» и «Кошмара перед Рождеством» до эпических «Мстителей» и «Лиги справедливости» — Эльфман все чаще симпатизирует нетипичным комедиям и картинам, в центре повествования которых находится герой не от мира сего. Такой, каким был сам Дэнни в молодости.

Создавая свои затейливые мелодии, композитор обращается к привычной оркестровой партитуре, но использует при этом нетрадиционный инструментарий. Например, в ткань мелодии он может добавить саксофон, челесту — пластиночный ударно-клавишный музыкальный инструмент — или хоровое пение. Еще одна отличительная особенность его работ — применение контрмелодии, то есть особой последовательности нот, написанной для воспроизведения одновременно с более заметной ведущей мелодией.

Саундтреки Эльфмана ритмически выразительны, они впечатляют органичным симбиозом тромбона, литавры, виолончели и фортепиано. Танцевальное и энергичное в них смешивается с минорным и умиротворенным. А частое использование «дьявольского интервала» — музыкального интервала величиной в три целых тона, в академическом понимании представляющий собой диссонанс, то есть неблагозвучное сочетание нот — огрубляет музыкальное произведение, как раз и создавая то самое меланхолично-возвышенное настроение, отлично рифмующееся с мрачным фэнтези-миром.

Когда Эльфману задают вопрос о том, каким образом он добивается того, чтобы партитура звучала пугающе, композитор отвечает:

Ну, есть много-много способов заставить что-то звучать пугающе. Классический, традиционный способ — низкие струны. С начала ХХ века они использовались для аудиовоплощения «призраков». Но есть много других звуков, которые можно использовать, если это действительно фильм ужасов. Я всегда искал странные звуки. Например, в «Алисе в Стране чудес» на самом деле нет ничего страшного, это все фантазия. Поэтому для таких проектов я стараюсь использовать что-то в психоделической вариации ранних мелодий The Beatles. На ум приходит песня I Am the Walrus и парочка других. Я взял немного оттуда, чтобы передать более странную сторону саундтрека «Алисы».

Комбинирование инструментов в музыке Дэнни напоминает сочетание различных цветов. Например, при соединении желтого и черного, как известно, получается оливковый. Соответственно, желтый и черный в этой модификации фактически перестают существовать. Так происходит и в саундтреке Эльфмана. Если нужно выделить какие-то отдельные, задающие тон музыкальному повествованию инструменты, то выбор падает на инструменты «одного цвета», то есть на принадлежащие к одной музыкальной группе (духовые, ударные, струнные). Если же нет необходимости выделять соло-партии, Дэнни устраивает небольшую управляемую «какофонию». При этом, однако, теряется индивидуальность каждого конкретного инструмента.

Этим правилом пользуется далеко не только Эльфман, но, пожалуй, именно он возвел его в абсолют. Так, саундтрек «Алисы в Стране чудес» (2010) изобилует огромным количеством музыкальных инструментов. Таким образом композитор передает сюрреалистичность происходящего на экране. Но когда в действие вступает хор (главная музыкальная тема фильма), на передний план выходят альт, скрипка и кларнет.
«Алиса в Стране чудес» (2010), реж. Тим Бертон

ВЕХИ ИСТОРИИ

Отдельного внимания заслуживают совместные работы двух гениев: Эльфмана и Бертона. Партнерские отношения Дэнни и Тима — один из самых убедительных примеров продолжительного и успешного сотрудничества режиссера и композитора в истории кино, крепкий тандем, который и не думает распадаться.

Их яркие индивидуальности наложились друг на друга, но на удивление это не привело к коллапсу. Напротив, кинематографистам удалось найти консенсус. В силу своих характеров (и тот и другой способны жертвовать своими идеями и желаниями на благо общего дела) Эльфман и Бертон сработались и год за годом не сбавляют оборотов.

Так, в «Битлджусе», в отличие от «Большого приключения Пи-Ви», первую скрипку играл не Эльфман, а Бертон. И это несмотря на впечатляющий, со временем ставший классическим саундтрек картины. В «Бэтмене» был создан образ протагониста, мечущегося между нуарным фильмом и анимационным графическим романом. Маскулинная, но витиеватая музыка Эльфмана в немалой степени этому способствовала. Примечательно, что первые ноты для фильма Дэнни набросал, сидя в туалете летящего самолета.

Тем удивительнее оказался следующий проект пары — «Эдвард руки-ножницы» (1990). Бертон снимал фактически про самого себя, а Эльфману было чрезвычайно сложно подобрать необходимый аккомпанемент жизнеописания Эдварда-Тима. Однако в конечном итоге композитору удалось написать музыку, которая бы подошла этой истории. Пусть это и не слишком впечатлило музыкальных критиков, которым не понравилось использование Эльфманом в саундтреке детского хора — с их точки зрения это было слишком попсово.

Пародийный «Марс атакует!» (1996) примечателен появлением в партитуре терменвокса — пространственного музыкального инструмента, одного из первых электронных в истории. Его можно услышать в постановках Мериана Купера, Билли Уайлдера и других мастеров прошлого века.

В «Планете обезьян» (2001) Эльфман пошел по стопам легендарного Джерри Голдсмита и задействовал огромную коллекцию экзотических ударных инструментов, которую он собрал еще во время своего путешествия в Африку.

Для «Чарли и шоколадной фабрики» (2005) композитор вспомнил былое, написал и сам исполнил песни в стиле софт-рока: от битловского до болливудского.

А отзывы на «Алису в Стране чудес» оказались диаметрально противоположными для Бертона и Эльфмана. Если первого чаще ругали, то второго, наоборот, хвалили. Главная волнующая музыкальная тема произведения стала хитом, обретя самостоятельную жизнь вне фильма.
Но Эльфмана знают не только по совместным с Бертоном работам. При упоминании саундтрека «Людей в черном» (1997) все в первую очередь вспоминают эпохальную песню Уилла Смита, но на самом деле именно работа Дэнни принесла картине номинацию на «Оскар». Музыкальная подложка фантастической комедии Барри Зонненфельда примечательна присутствием электронных инструментов, что необычно для проектов Эльфмана.

«Человек-паук» (2002) Сэма Рэйми наверняка не был бы так успешен, если бы не потрясающая героико-патетическая, сентиментальная музыка Дэнни. В самом лучшем смысле этого слова. А для «Оза: Великого и Ужасного» (2013) в качестве референсов использовались музыкальные наработки классической ленты 1939 года. Но для Эльфмана было важно избежать прямых заимствований — копировать Харольда Арлена и Херберта Стотхарта он не собирался. И это у него вышло в лучшем качестве.

При создании партитуры к «Лиге Справедливости» (2017) композитор написал музыкальное сопровождение для каждого из супергероев. Что любопытно, он решил никак не изменять ставшую задолго до этого канонической тему Супермена. Ведь, по мнению Дэнни, от добра добра не ищут.

СИЛА ТВОРЦА

Среди работ Эльфмана, безусловно, есть проходные. Но даже самая, казалось бы, невзрачная музыка, созданная этим обаятельным рыжеволосым гиком, увлекает. В его творчестве переплелись рок-стилистика, электроника и этническая африканская музыка, мистическая, сказочная и романтическая составляющие. Человек, сумевший превратить свои слабости в преимущества, очаровал зрителей по всему миру.

Саундтреки Дэнни Эльфмана всегда полны детской радости и игривой энергии. Любовь к тяжелой музыке никогда не мешала композитору писать полные безмятежности и спокойствия композиции. А за запоминающейся внешностью автора несложно обнаружить ранимую душу и большое сердце. Разумеется, не это помогает профессионалу создавать шедевральные вещи. Но именно это позволяет творцу оставаться открытым для каждого любознательного слушателя.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda