ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 9 МАЯ 2022

ДЭНИЭЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС: ОДЕРЖИМОСТЬ

Скрупулезный подход, пристальное внимание к деталям, невероятный талант и потрясающее трудолюбие в обзорном тексте, посвященном карьере культового актера

ДЭНИЭЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС: ОДЕРЖИМОСТЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.05.2022
Скрупулезный подход, пристальное внимание к деталям, невероятный талант и потрясающее трудолюбие в обзорном тексте, посвященном карьере культового актера
ДЭНИЭЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС: ОДЕРЖИМОСТЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 09.05.2022
Скрупулезный подход, пристальное внимание к деталям, невероятный талант и потрясающее трудолюбие в обзорном тексте, посвященном карьере культового актера
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Дэниэл Дэй-Льюис — единственный актер с тремя «Оскарами» в категории «лучшая мужская роль». Но не только этот факт делает его уникальным. Скрупулезный подход к профессии, пристальное внимание к деталям, невероятный талант и потрясающее трудолюбие сделали из Дэй-Льюиса одного из лучших актеров поколения.

Пять лет назад он объявил о завершении карьеры. Актер «Моей левой ноги» и «Нефти» уже делал подобные заявления ранее, когда уходил в творческий отпуск в конце девяностых и в 2012 году после премьеры байопика «Линкольн». Но сейчас нет почти никаких причин сомневаться в том, что решение Дэй-Льюиса окончательное. Ведь в июне 2017 года американское еженедельное издание Variety распространило сообщение: «Дэниэл Дэй-Льюис больше не будет работать актером. Он безмерно благодарен всем своим коллегам и зрителям. Это его личное решение, и ни он, ни его представители не будут давать никаких комментариев по этому поводу».

Актер, успевший поработать с Ричардом Аттенборо, Майклом Манном, Джимом Шериданом, Мартином Скорсезе, Полом Томасом Андерсоном, Робом Маршаллом, Стивеном Спилбергом и другими именитыми режиссерами, прославился вдумчивым подходом к каждой роли.

Так, для экранизации романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан» Дэй-Льюис самостоятельно смастерил каноэ, а в рамках подготовки к роли в «Призрачной нити» научился шить одежду. Готовясь к съемке в «Бандах Нью-Йорка», актер регулярно наведывался в одну из мясных лавок Лондона — там он изучал ремесло мясника и научился метать громоздкие ножи с невероятной точностью.

Разумеется, Дэй-Льюис не единственный в своем роде. Известно, что примерно такой же подход (в зарубежной практике он называется Методом, а основан на системе Станиславского) практикуют Леонардо ДиКаприо, Кристиан Бэйл, Руни Мара, Джаред Лето, Мэттью МакКонахи, Кейт Уинслет, Роберт Де Ниро, Эдриан Броуди, Шарлиз Терон и другие актеры. Но англичанина выделяет особое, тщательное отношение к выбору ролей: за более чем тридцатипятилетнюю карьеру артист снялся всего в 29 полнометражных фильмах. Тем не менее у Дэй-Льюиса накопилось немало запоминающихся ролей. Самое удивительное, что каждый новый образ актера был непохож не предыдущие.

Вспомним в обратном хронологическом порядке некоторые из самых заметных ролей Дэниэла Дэй-Льюиса, проследив эволюцию образов актера и присмотревшись к его методам работы.
«Призрачная нить» / 2017

«ПРИЗРАЧНАЯ НИТЬ»: ИЗЯЩНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

В картине Пола Томаса Андерсона актер сыграл кутюрье Рейнольдса Вудкока, образ которого основан на личностях нескольких известных модельеров послевоенного Лондона. В частности, одним из основных вдохновителей Андерсона и Дэй-Льюиса стал Кристобаль Баленсиага — знаменитый баскский модельер, основатель дома высокой моды Balenciaga, задавшего вектор развития международной моде на десятилетия вперед.

Действие картины развивается в пятидесятые годы прошлого столетия, а в центре внимания, помимо Вудкока, оказывается его протеже, Альма (Вики Крипс), впоследствии ставшая не только музой мэтра, но и его возлюбленной.

Барочный стиль картины непостижимым образом соединяется с интимностью истории об одержимом совершенством мастере.

Дэй-Льюис начал готовиться к роли задолго до первой команды «мотор». Чтобы лучше войти в образ, актер принимал активное участие в разработке декораций, изучал биографии модельеров, учился работать с ниткой и иголкой.

Художница по костюмам «Призрачной нити» Вероника Мелери («Мольер», сериал «Лунный рыцарь») так вспоминает работу с Дэй-Льюисом: «Дэниэл участвовал в каждом этапе создания фильма. У него были четкие представления о том, в какие цвета будут окрашены стены его дома, какие книги он будет читать. Это заставляет декоратора углубляться в психику персонажа, а с Дэниэлем ты говоришь буквально как с героем. Это увлекательная и сложная работа. Вы должны знать каждую деталь о каждом предмете одежды и быть готовым оценить свой выбор с актером, который очень интенсивно вкладывается в образ».

В «Призрачной нити» Дэниэл Дэй-Льюис играет на полутонах — он демонстрирует странную взаимосвязь между изысканной чувствительностью и миром поверхностного материализма. Его Вудкок — одновременно ранимый романтик и суровый догматик, не желающий мириться с недостатками: в своем ремесле, среди родных и близких, со своими собственными.

Вселенная живущего в великолепном пятиэтажном лондонском таунхаусе педанта Вудкока рассыпается на атомы, когда что-то происходит не так, как он привык. Инфантильность соединяется в герое с токсичной мужественностью. Но может ли помешанный на контроле всего и вся человек быть счастлив?

Ответ на этот вопрос дает в том числе виртуозная игра Дэй-Льюиса, изображающего не только муки творчества, но и страдания от невозможности соответствовать собственным высоким идеалам.
«Линкольн» / 2012

«ЛИНКОЛЬН»: ГРАНИ СТОИЦИЗМА

Обстоятельная работа Стивена Спилберга — байопик о шестнадцатом президенте США. Лучше всего фильм характеризует знаменитая фраза Авраама Линкольна: «Правительство, созданное народом, из народа и для народа».

Действительно, в своей неспешной постановке автор «Списка Шиндлера» концентрирует все свое внимание на персоне главы государства и процессе отмены рабства в стране.

Но многоопытный лидер своего народа — персонаж хоть и положительный, но неоднозначный. Несмотря на огромные заслуги и значительный вклад в историю США, Линкольн предстает в фильме трагическим героем, которого сложнее прочитать, чем можно было предположить поначалу.

Во-первых, сама жизнь одержимого идеями свободы национального героя американского народа полна драм и фатальных поворотов. Во-вторых, протагонист в картине показан человеком сложным.

Линкольн рефлексирует и совершает ошибки. Но все его душевные переживания остаются для окружающих людей загадкой. Будучи первым лицом государства в один из самых сложных исторических периодов существования Соединенных Штатов президент не может позволить себе продемонстрировать остальным свою слабость.

Именно таким и показывает Линкольна Дэй-Льюис — остающейся наедине со своими страхами и проблемами сильной личностью, ведущей за собой остальных.

В рамках подготовки к роли Дэниэл Дэй-Льюис особое внимание уделил работе с голосом. Он должен был быть одновременно властным и сильным, но также спокойным и мягким.
Борьба за запрещающую рабство на территории страны XIII поправку к Конституции США велась в уютных тихих кабинетах и на полях сражений Гражданской войны. Используя недемократические методы (как известно, Линкольн подкупал членов Конгресса) для достижения истинно демократических целей, президент ратовал за социальную справедливость и равенство не только в американском обществе, но и во всем мире.

Авраам Линкольн в версии Спилберга и Дэй-Льюиса — не иконическая фигура, а живой человек со своими недостатками. Его внешняя невозмутимость — напускная. Это проявляется в нескольких сценах: с сыном, который, вопреки воле отца, желает отправиться на Гражданскую войну, и с парламентариями, возражающим президенту в одном из жарких споров.

Сложно не заметить, что Линкольн в фильме удивительно похож на библейского Моисея. Он ведет за собой огромный народ и готов разделить вместе с ним все горести и удачи.
«Нефть» / 2007

«НЕФТЬ»: ЖЕЛЕЗНЫЙ КУЛАК

Снятый по одноименному роману американского писателя Эптона Синклера фильм Пола Томаса Андерсона (в оригинале — «И будет кровь») выводит на первый план персонажа Дэниэла Дэй-Льюиса. Его Дэниэл Плэйнвью — герой жестокий и решительный. Занимающийся поиском серебра и золота в Калифорнии мужчина случайным образом становится нефтедобытчиком.

«Нефть» далеко отошла от оригинала. Андерсон живописует хроники героя-одиночки, практически лишенного видимых связей со внешним миром человека, одержимого одним — богатством. В этом стремлении он походит на другого одиозного киногероя — Чарльза Фостера Кейна из «Гражданина Кейна». Но в отличии от персонажа Орсона Уэллса, Плэйнвью не страдает от мук совести, ни о чем не сожалеет, не руководствуется какой-то высокой, пусть и эфемерной, целью.

Главный герой «Нефти» — медленно, но верно идущий к безумию человек. Деньги и слава на самом деле не являются для него смыслом жизни. Он получает удовольствие не от достижения результата, но испытывает извращенный восторг от самого процесса.
Создавая образ сурового Дэниэла Плэйнвью, Дэй-Льюис вдохновлялся работами Джона Хьюстона («Китайский квартал», сериал «Альфред Хичкок представляет»).

В «Нефти» актер демонстрирует грани своего таланта. Мы наблюдаем за его персонажем во время гневной истерики, молчаливого озлобления или дьявольской радости.

Удивительно, но усилиями Дэй-Льюиса и сценария Андерсона Плэйнвью не выглядит однозначно отрицательным героем. В его заряженности на бесконечную борьбу и целеустремленности виден не только идущий по головам циник, но и задыхающийся от жажды жизни человек.

Нефтедобытчик — мужчина, который хочет объять необъятное. В этом его самоубийственном стремлении скрывается один из главных вопросов истории: является ли Плэйнвью социопатом или он просто подавляет в себе все человеческие качества?
«Во имя отца» / 1993

«ВО ИМЯ ОТЦА»: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ

Маститый ирландский режиссер Джим Шеридан успешно сотрудничал с Дэй-Льюисом. Их три совместные работы — постановки о сильных и независимых мужчинах. Одна из них — история о взрывах в барах города Гилфорда 5 октября 1974 и последовавших за этим судебных разбирательствах с «Гилфордской четверкой».

Одного из них в фильме играет Дэй-Льюис. Его герой Джерри Конлон оказывается приговорен к пятнадцати годам заключения вместе со своим отцом Джузеппе (Пит Постлетуэйт).

Дэй-Льюис в этой драматичной и эмоционально насыщенной постановке изображает молодого человека, так и не определившегося с планами на жизнь. Внешне Джерри выглядит вполне счастливым и довольным. Но за наивностью, балагурством и показным благодушием прячется неоперившийся юнец, внутри которого живут страхи: непринятия отцом, перед большим и недружелюбным миром.

Большое место в ленте занимает тема взаимоотношений отцов и детей. Посредством демонстрации эволюции отношений Джузеппе со своим сыном Шеридан показывает взросление, становление героя Дэй-Льюиса — отличного сына и настоящего гражданина своей страны.

Но актер не просто играет загнанного в угол, обуреваемого жаждой мести и испепеляемого изнутри яростью мужчины, но превращается в человека, который удивительным образом сочетает в себе решимость и обиду, отчаяние и веру в завтрашний день. Нет в нем, пожалуй, лишь спокойной рассудительности. Эта черта характера совершенно не присуща Конлону-младшему.

Напротив, задор и юношеская энергия, которые излучает Джерри — движущий локомотив, который как помогает ему на пути к достижению своих целей, так и, напротив, отводит от них в противоположную сторону.

Своим великолепным перформансом Дэниэл Дэй-Льюис наилучшим образом выражает амбивалентные последствия врожденных качеств его персонажа — его Джерри преодолевает длинный и тяжелый путь от одержимости своими идеями, отрицания проблемы и гнева до принятия своего положения и поисков путей выхода из него — то есть проходит по классической модели Кюблер-Росс.
«Моя левая нога» / 1989

«МОЯ ЛЕВАЯ НОГА»: ИСПЫТАНИЕ СУДЬБОЙ

Первый «Оскар» Дэниэл Дэй-Льюис получил за роль Кристи Брауна — ирландца, родившегося с тяжелой формой детского церебрального паралича, но научившегося писать картины при помощи своей левой ноги. Издав автобиографическую книгу «Моя левая нога», Браун прославился по всему миру.

Джим Шеридан снял по произведению одноименный фильм, оказавшийся его полнометражным дебютом в большом кино. Отлично сочетая черный юмор и драму, режиссер показывает историю человека, вынужденного всю жизнь бороться с предрассудками и представлениями о собственной неполноценности.

Браун Дэй-Льюиса — человек контрастов. Обладая потрясающей внутренней красотой, запертым в несовершенное тело блестящим интеллектом, мужчина раз за разом идет наперекор общественному мнению. Иногда теряя силы и веру в себя, он тем не менее постоянно движется вперед.

Духоподъемная история расцветает в том числе благодаря потрясающей игре Дэниэла Дэй-Льюиса. Одержимый профессией актер демонстрирует сложную натуру своего персонажа. Кристи Браун бывает раздраженным, недовольным и даже высокомерным. Он выглядит обидчивым, чрезмерно требователен не только к себе, но и к окружающим. Он может показаться меланхоликом.

Актер великолепно передает настроения протагониста. В моменты разочарования собой и всем миром Браун начинает жалеть себя. Голова его при этом начинает усиленно качаться, глаза вращаются во все стороны, вены на его шее набухают, из его рта идут слюни.

Все меняется, когда на небе светит приветливое солнце, а горизонт представляется свободным от каких-либо препятствий. В эти мгновения Браун выглядит необычайно привлекательным мужчиной со светлым и ясным умом, ироничным, харизматичным, с ярко выраженным внутренним стержнем.

Разумеется, заслугу вместе с актером в этих преображениях главного героя должны разделить художники-постановщики: Джоан Бергин («Престиж», сериал «Викинги»), Ширли Линч и Остин Сприггс («Белые ночи», «Запретная территория»).
«Призрачная нить» / 2017

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ведущий затворнический образ жизни Дэниэл Дэй-Льюис далек от света софитов Голливуда. В последние годы он живет во Флоренции. Пройдя школу широко известного в узких кругах итальянского сапожного мастера Стефано Бемера, звезда «Невыносимой легкости бытия» занимается изготовлением обуви в одном из самых красивых европейских городов.

Речи о возвращении к профессии не идет. По словам Дэй-Льюиса, точной причины ухода на пенсию нет — все дело в том, что работа перестала приносить ему удовольствие.

Как бы то ни было, англичанин оставил после себя большое культурное наследие. Говоря об актере, зрители непременно будут вспоминать любвеобильного nbsp;режиссера Гвидо Контини из «Девяти», кровожадного Билла «Мясника» Каттинга из «Банд Нью-Йорка», целеустремленного Дэнни Флинна из «Боксера», глубоко порядочного Джона Проктора из «Сурового испытания», утонченного Ньюленда Арчера из «Эпохи невинности» или героического Соколиного Глаза из «Последнего из Могикан». Любая роль Дэниэла Дэй-Льюиса — акт настоящего искусства.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda