геннадий гусев | 14 МАЯ 2019

ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ

Рецензия на нестандартный мюзикл, заключительную часть трилогии Ларса фон Триера «Золотое сердце»

ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 14.05.2019
Рецензия на нестандартный мюзикл, заключительную часть трилогии Ларса фон Триера «Золотое сердце»
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 14.05.2019
Рецензия на нестандартный мюзикл, заключительную часть трилогии Ларса фон Триера «Золотое сердце»
– Ты ведь ничего не видишь, верно?
– А на что смотреть-то?
Из фильма «Танцующая в темноте»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ларс фон Триер
Страна: Дания, США, Швеция, Аргентина, Великобритания, Германия, Исландия, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция
Год: 2000


Принято считать, что Голливуд – прежде всего крайне успешная бизнес-модель и только потом – место, где создаются лучшие фильмы планеты. Напротив, первоочередной целью европейского кино всегда считалась необходимость нести высокое искусство в массы. Данное соображение допускает множество исключений и отступлений.

Вот и картина «Танцующая в темноте» – мюзикл, заключительная часть трилогии Ларса фон Триера «Золотое сердце», повествующей о людях с чистыми душой и сердцем – в год своей премьеры не только привлекла к себе повышенное внимание поклонников датского постановщика, собрав при этом, правда, весьма неоднозначные отзывы в прессе, но и удачно выступила в прокате, троекратно перекрыв свой бюджет.

События ленты разворачиваются в 1964 году в США, в штате Вашингтон. В центре внимания истории – иммигрантка из Чехословакии Сельма Жескова. Она работает на заводе и живёт с сыном в небольшом трейлере, который арендует у хороших знакомых. Наследственная, быстро прогрессирующая болезнь грозит потерей зрения не только Сельме, но и её сыну. Чтобы вылечить ребёнка, она откладывает заработанные деньги, во многом отказывая самой себе.

На главную роль утвердили популярную певицу Бьорк. Для неё «Танцующая в темноте» не была дебютом в кино (за десять лет до картины датчанина свет увидела постановка «Можжевеловое дерево» Нички Кин с двадцатипятилетней исландкой в одной из главных ролей), но роль скромной и обаятельной Сельмы на долгие годы стала визитной карточкой артистки. Хотя впечатления от работы с Ларсом фон Триером у неё остались не самые хорошие.

Съёмочный процесс не обошёлся без эксцессов: Бьорк постоянно ссорилась с членами актёрской команды и конфликтовала с фон Триером. В частности, исландке не понравился финал фильма, и она страстно желала, чтобы датчанин его переписал. Однако автор отстоял свою точку зрения, а певица в дальнейшем не раз называла его несносным человеком и обманщиком.

Бьорк написала почти всю музыку для ленты. Над текстами для песен также работали часто сотрудничающий с Бьорк исландский поэт Сигуржон Сигурдссон более известный как Сьон, сам постановщик ленты и британский диджей и хаус-продюсер Марк Белл.

На съемочной площадке фильма «Танцующая в темноте» (2000)
Работая над «Танцующей», одиозный датчанин не изменил себе и вновь повёл неспешное рассуждение о жестокости этого мира. Впрочем, на рубеже веков кинематографист не так часто обращался к метафизическим категориям добра и зла, бога и человека, больше концентрируя внимание на хрестоматийных истинах и простых сюжетах.

Лента о поставленной перед тяжёлым выбором женщине – это сентиментальный фон Триер, это фон Триер, который снимает нестандартный мюзикл. Для этого он использует интересные решения: привычные для Голливуда душещипательные партитуры соединены здесь со звуками различных бытовых предметов, а визуальное оформление музыкальных отступлений сильно отличается от общей стилистики фильма. В таких эпизодах датчанин использует статичные кадры и делает картинку более насыщенной. От этого мир грёз и фантазий Сельмы кажется ярким, немного китчевым и красочным.

Лента, одновременно, является и поэмой ординарности, великим праздником рутины жизни, и высказыванием о силе воображения; о любви к родному человеку, свободе и творчеству. Также это фильм о жертвенности и об ответственности, странный, немного застенчивый реверанс в сторону знаменитого дуэта Фреда Астера и Сид Чарисс, тривиальный рассказ о вторгающимся в жизнь обычных людей фатуме.

Фильм стал одним из первых европейских проектов, полностью снятых на цифровую камеру. В постановке режиссёр использовал привычные для себя стилистические приёмы: он снимал на ручную камеру с перманентной расфокусировкой, совмещал ритм монтажа с сильными долями в музыке, на стадии пост-продакшена наполнял кадр излюбленной зернистостью.

Но если в своих поздних работах мэтр исследует природу мрака, скрытого внутри человека, те потаённые желания, которые порой толкают нас на ужасные поступки, то в более ранних картинах европеец в большей степени живописует удушливый кошмар, являющийся непременным атрибутом мира, расстилающегося вокруг нас. Ларс фон Триер показывает, что люди по природе своей порочны, что все мы – жертвы сложившегося порядка вещей. Он будто бы ещё видит надежду на спасение. И сконцентрирована она в человеке, внутри каждого из нас.

Садизм и мазохизм проявляются в картине ещё не так сильно, как в более поздних лентах постановщика (нередко между протагонистами автора и самим фон Триером ставится знак равенства, но кинематографист упорно отметает любые предположения на этот счёт). Если «Танцующая в темноте» – рассказ о простых людях, попавших в непростые обстоятельства, то дальнейшее творчество фон Триера – пристрастные изыскания о непростых людях, утонувших в эфемерности жизни.

Финальная треть постановки – это классический процедурал и тяжёлая драматическая история с острыми переживаниями и максимально приближенная к обыденной реальности. Трагическая обречённость расправляет свои чёрные крылья в финале. Но даже здесь безнадёжность противопоставляется хрупкой надежде. В этом – одна из значительных особенностей трилогии «Золотое сердце».

Несмотря на не самый простой путь который проделала лента к кинотеатрам, «Танцующая в темноте» не только понравилась зрителям, но и была удостоена Гран-При Каннского кинофестиваля. А многочисленные поклонники знаменитого меланхолика почти всегда называют фильм о слепнущей беженке из Чехословакии одной из лучших работ режиссера. И пусть это не самый сильный фильм нулевых, но точно один из лучших в реноме Ларса фон Триера, великого провокатора и настоящего художника.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda