Черезова Елена
24 ЯНВАРЯ 2020

КАННИНГЕМ: ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА

Мультимедийный нарратив и осмысление творческого наследия в документальной ленте о тридцати годах карьеры авангардного танцора и создателя собственной техники исполнения Мерса Каннингема
«Танец — это физическая форма духовного упражнения», — сказал как-то Мерс Каннингем, нью-йоркский хореограф-новатор, герой визуальной симфонии в формате 3D — документального фильма режиссера родом из Москвы Аллы Ковган.

Работала Ковган над фильмом около 7 лет. Вышла картина к 100-летию «просто танцора», мужчины с прикрепенным к спине стулом и человека, который полностью изменил наше представление о танце. Занимаясь постановками, он дружил с Джоном Кейджем и Робертом Раушенбергом, делал ставку на сильные ноги и гибкое туловище исполнителей и планомерно отделял танец от музыки.
Сильные ноги фильма Ковган — это документальный полиэкранный взгляд на творческую 30-летнию карьеру и философию Каннингема, запечатлённую в интервью, записях репетиций, путешествий труппы по Америке и международного турне; а гибкое туловище — это применение технологии 3D для воссоздания постановок хореографа, погружающих зрителя в пространство танца.

Три измерения здесь нужны не для создания вау-эффекта или дополнительного привлечения внимания. 3D, по словам самой Ковган, позволяет смотрящему концентрировать внимание, успокоиться и получить опыт проникновения во «внутрь» кинополотна.

«Текст» фильма, завязанный на событиях 1942-1972 годов, не посвящён личной, интимной жизни Каннингема — здесь только философия, голос и танец. Герой истории хотя и является живым, при-земленным человеком, которому чужд снобизм элиты, отделён от зрителя прозрачной вуалью тайны, мистерии, недосказанности, в целом, характерной для образа жизни, мышления и постановок хореографа.

Аудио-комментарий Каннингема зарифмован с и сопровождается уникальными документальными кадрами и сценами танцев, исполненных участниками последнего состава труппы хореографа в различных локациях, благодаря которым конструируется мультимедийный нарратив визуального повествования. Подобно самому Мерсу, Ковган отделяет прошлое от настоящего и создаёт два независимых медиа-потока, работающих в диалоге и конфликте.
Просмотр фильма «Каннингем» — возможность прочувствовать документальное кино по-новому, увидеть ещё один после «Пины» Вима Вендерса созерцательный визуальный комментарий, призванный показать, как работает язык тела, телесности и методов познания окружающего мира посредством искусства.
Автор рецензии // редактор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda