АЛЬБИНА АХАТОВА | 22 октября 2021

КРИПТОПОЛИС: ОТВРАЩЕНИЕ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НА БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

Путешествие по миру криптидов, существ из мифологий всех народов и национальностей, населяющих Землю

КРИПТОПОЛИС: ОТВРАЩЕНИЕ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НА БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 22.10.2021
Путешествие по миру криптидов, существ из мифологий всех народов и национальностей, населяющих Землю
КРИПТОПОЛИС: ОТВРАЩЕНИЕ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НА БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 22.10.2021
Путешествие по миру криптидов, существ из мифологий всех народов и национальностей, населяющих Землю
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Дэш Шоу
Страна: США
Год: 2021

В эпиграф фильма вынесено понятие «криптид» и его определение как животного или растения, существование которого не признано академической наукой, но поддерживается псевдонаучной средой. Это существующее в «нашем» мире слово, которое, как бы иронично это ни было, означает выдуманных существ из фильма. А зоопарк для них, вынесенный в название — это фон для сюжета, но на передний крупный план вынесены вопросы и темы как экологической повестки, так и моральных дилемм.

Лорен Грей путешествует по миру и спасает криптидов — во вселенной «Криптополиса» — это существа из мифологий всех народов и национальностей, населяющих Землю. Здесь нашлось место как всемирно известным представителям античной мифологии — фавнам, Пегасу и Медузе Горгоне, и так и нашей русской мифологии, довольно экзотичной для массового потребителя — птица Алконост, причем срисованная с картин Михаила Врубеля, а не со старых лубков. Спасенные экземпляры Лорен привозит в «Криптозоопарк», где криптиды живут под присмотром в хороших условиях. В ее коллекции не хватает баку — японской свинки, питающейся кошмарами, которая попала в плен к военным: они хотят использовать ее силу высасывать сны против инакомыслящих граждан Америки. Баку когда-то избавила Лорен от ночных кошмаров о войне, поэтому девушка чувствует себя вдвойне обязанной этому магическому существу.
Фильм начинается с буквально библейской сцены: парень и девушка, словно Адам и Ева, сначала предаются греху прелюбодеяния, а потом проникают на территорию «Криптозоопарка», где вносят хаос в райский сад. Но по мере развития сюжета становится понятно, что пара была не причем, и утопия пала совсем по иным причинам, развеивая общепринятые догмы любой религии или мифологии. Для режиссера Дэша Шоу важнее показать сделки с совестью и то, насколько разной видят утопию и свои благие намерения разные люди.

Казалось бы, «Криптозоопарк» — благородная идея и здравая мысль, если бы она не была отравлена капиталистическими желаниями. На деле это не заповедник и даже не классический зоопарк — о чем справедливо замечает одна из главных героинь и новобранец в команде Лорен. Это буквально парк аттракционов, в котором можно найти волшебное существо, понаблюдать за ним — может, даже погладить его или покататься на нем — а потом еще и купить мерч с его изображением. Можно даже сказать, что «Криптозоопарк» это что-то вроде стартапа, хотя это все равно остается обитанием живых существ в неволе — как зубры в Беловежской пуще. Режиссер не пытается оправдать идею — а наоборот, показывает альтернативу в лице военных, которые отлавливают криптидов для контрабанды и для правительств. И даже представлена вариация в виде токсичной матери, которая держит своего ребенка-криптида возле себя. Но при этом режиссер никого ни оправдывает, ни выставляет в нарочито положительном или отрицательном свете, а оставляет возможность делать выводы зрителю. Что лучше: гиперопека над особенным ребенком, эксплуатация в политических целях или заключение в клетке со всеми удобствами?
Главная особенность мультфильма, которая буквально бросается в глаза, не может не остаться никем незамеченной и не обсудить которую будет преступно — это его рисовка. Ручная работа, проделанная в течение четырех лет несколькими аниматорами под руководством студии явно недиснеевских бюджетов — это то, что одновременно притягивает взгляд и отторгает наше привычное восприятие анимации, избалованное цифровой графикой PIXAR или ровными тонами Миядзаки. Рисовка балансирует на грани пугающей реалистичности и неаккуратного наброска, а все, что ею нарисовано и после грубо и угловато анимировано так же привлекает и притягивает, как кровь, раны и увечья. Собственно, всего вышеперечисленного и так с горкой накидано в «Криптополисе», что делает его таким одновременно манящим и отвратительным.

Ощущение дискомфорта — как физического, так и ментального — сопровождает весь просмотр, причем не только от рисовки. Отвращение вызывает практически все, что есть на экране — персонажи, их поступки, локации, вообще происходящее, правила мира. Причем важно подчеркнуть, что это не тот дискомфорт, который испытываешь когда смотришь очень плохой фильм — какой-нибудь очередной шедевр российской пропаганды или клюквенный американский фильм — это дискомфорт того рода, который возникает, когда случайно натыкаешься на статью, телесюжет или фотографии на обычно замалчиваемую или избегаемую тему, начиная от проблемы бездомности, тоталитарного государства и заканчивая ВИЧ-эпидемией. Схожие чувства, бессознательные и инстинктивные, возникают при просмотре мультфильма.

А еще умножьте все вышеперечисленное на совершенно непривычное для анимации обилие сцен 18+, причем в равной доли сексуальных и жестоких с кровавыми расправами и возведите в квадрат несхожесть со средним зрительским опытом. Потому что таков «Криптополис» для неискушенного и неподготовленного зрителя.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda