Кинокритика, как и кино, — детище театра. В первые годы профессионалы этой сферы оставались на периферии и подвергались нападкам со стороны театральных коллег. Михаил Блейман, советский сценарист и теоретик кино, свой опыт описывает словами: «Я был тогда не исследователем кинематографа, не историком, а полемистом и агитатором». В те времена происходила борьба за признание кинематографа искусством. Однако все, что требовалось от критиков в рецензии в то время, — суждения об актерской игре, декорациях и сценических образах. Нескольким позже, уже построенная на поиске и оценке скрытого режиссером смысла, зародилась теория кино.
В 60−70-х кинокритика стала частью популярной советской культуры — зрители, которые хотели понять смысл фильма, писали письма с просьбами в журнал «Советский экран». Киновед и сценарист Яков Варшавский опубликовал книгу «Встреча с фильмом», в которой он обосновал необходимость профессии. Он считал, что чем ближе зритель знаком с теорией, тем лучше его впечатление о фильме. Учитывать стоит только его интенции — Варшавский был идеологически привержен политическому строю, поэтому желал, чтобы сознание зрителя не искажало увиденное и воспринимало идею такой, какой она была заложена.
С приходом голливудского кино в Россию в 90-х, еще и в большом количестве, кинокритика почувствовала себя, мягко говоря, странно — ее образ, который с таким трудом выстраивался на протяжении 70 лет, начали омрачать обвинениями в рекламе. Отчасти, кстати, справедливых. В то время критика поменяла вектор — из аналитической стала информационно-публицистической. Это значит, что в прессе все больше учитывались предпочтения массового зрителя и ценилось представление не эстетического бэкграунда фильма, а поверхностного впечатления от него.
Цифровизация только углубила разрыв и еще сильнее ослабила позиции специалистов. С интернетом пришли торренты, которые особо бурно развивались в 2000-х, а следом активизировались и блогеры. Из-за особой популярности кинопорталов и агрегаторов, на которые мы все сегодня спешим за полной информацией о фильме, зрители стали предпочитать любительские оценки и рецензии профессиональным материалам. Там — исключительно из-за полной свободы, не скованной редакционной политикой — бывают и гэги, и острое словцо, что нас и привлекает. Этот «потребительский опыт» кажется нам более близким.
Главный редактор сайта «Кинокадр.ru» Роман Корнеев в своем материале в журнале «Искусство кино» утверждает, что эпоха 2.0 (эпоха цифровизации) создала единую конкурентную среду для профессионалов и любителей, поставив первых в положение профессиональных зрителей, «обладающих пресс-картами и аккредитациями, но и только».
Профессия не совсем затерялась на задворках, потому что из-за развития любительской критики она получила некоторое внимание в медиапространстве, но все-таки положению дипломированных специалистов не позавидуешь.