ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 11 ОКТЯБРЯ 2020

КОВБОЙ БИБОП: СОН О РЕАЛЬНОСТИ

Фильм о том, как сражаться с невидимым врагом, который не имеет воли, вредит не из злости или недостатка денег, а потому что такова его природа

КОВБОЙ БИБОП: СОН О РЕАЛЬНОСТИ

ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 11.10.2020
Фильм о том, как сражаться с невидимым врагом, который не имеет воли, вредит не из злости или недостатка денег, а потому что такова его природа
КОВБОЙ БИБОП: СОН О РЕАЛЬНОСТИ
ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 11.10.2020
Фильм о том, как сражаться с невидимым врагом, который не имеет воли, вредит не из злости или недостатка денег, а потому что такова его природа
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Синъитиро Ватанабэ, Тэнсаи Окамура, Хориюки Окиура, Ёсиюки Такэи
Страна: Япония
Год: 2001

Автор идеи и режиссер «Ковбоя Бибопа», Синъитиро Ватанабэ, еще при создании задумывал историю, которую в сериал уложить бы не получилось. В итоге она разрослась до масштабов кинотеатральной версии длинной в два часа. Так родился единственный полнометражный фильм в карьере режиссера — «Ковбой Бибоб: Достучаться до небес». Ватанабэ не снял продолжение, которое у него просили фанаты, но еще один кусочек жизни космических охотников.

Фильм получился отнюдь не таким легким по атмосфере, как большинство эпизодов сериала. Режиссер захотел опереться на травмированную конечность, показать свою боль и беспомощность. Зариновые атаки в Мацумото и Токио еще не успели забыться, а шрамы останутся навсегда, как и другие, более весомые. Он еще снимет сериал про террор. Здесь у нас есть герои, спасающие мир, а там в «Эхо террора», как и в реальности, нет.

Как сражаться с невидимым врагом, который не имеет воли, вредит не из злости или недостатка денег, а потому что такова его природа. И враг этот создан людьми. «Ковбой Бибоб: Достучаться до небес» не пытается найти виновных: ученого, разработавшего оружие, государство, давшее добро и скрывающего последствия, или жертву эксперимента и, по совместительству, главного злодея. Тут нет диалога о вине, а только сон Спайка, валяющегося на диване. И ему снится наш мир.
Картина погружает зрителя в выдуманный мир будущего, по которому те успели заскучать после окончания сериала. Притча Чжуан-цзы о бабочке и здесь нашла свое применение, весьма удачное. И если Сатоси Кон в «Паприке» исследует сами сны, то Ватанабэ в этой картине показывает — оба мира очень трагичны, и потому — похожи. Последняя фраза в фильме — «Are you living in the real world?» — знаменует осознание, и далеко не счастливое. Случайно или нет, фильм вышел в прокат 1 сентября 2001 года. Синъитиро почувствовал, что после совершенных терактов, человечество начало жить в новой реальности. Среди видных режиссеров японцев Ватанабэ выделяется своей любовью к Америке — именно он ощутил и передал через фильм тревогу и страх современного общества.

Саундтрек Канно Ёко («Wolf’s Rain», «Macross Plus», «Ghost in the Shell: SAC») и анимация Накамуры Ютаки («Меч чужака», «Mob Psycho 100», «Стальной алхимик: Братство»), пытливому на экшен зрителю не дадут заскучать. Вместе с ними Ватанабэ работал над оригинальным сериалом, а с Канно — и над «Macross Plus». В связи с этим вспоминается интересный факт. Когда Канно приступила к созданию саундтрека к «Ковбою», то не видела смысла в написании композиций в жанрах джаза и блюза, на чем настаивал режиссер. В том же интервью изданию Billboard Japan, она призналась, что не видела в этих жанрах музыки ничего привлекательного, и что зрителям они не понравятся. Однако режиссер был непреклонен, и саундтрек приобрел в аутентичности. К сериальному разнообразию классики, металла, кантри и многих других жанров прибавилась арабская музыка.

Для Накамуры «Ковбой Бибоп» стал прыжком в высшую лигу — до сериала он был малоизвестен и именно в нем он создал огромное количество экшен-сцен, а в фильме дебютировал как режиссер экшен-анимации. Здесь прослеживается путь Накамуры к изобретению своей техники анимации — «кубики ютапона». После выхода полнометражки Накамура стал одним из самых видных аниматоров аниме-индустрии.
Романтика космоса, полеты с перестрелками, бибоп, незамысловатый юмор; привычные элементы на месте, но что-то не так. Фильм не является потерянной ступенькой между обычными голодными буднями команды Бибопа, и нуаром, он стал ещё одним предвестием финала — фантазией.

Весь фильм антагонист предстает неуязвимым, его ничто не может убить и ранить, хотя идейно он и есть спасение, которое превратилось в бедствие. Напоминает известный концепт — от добрых побуждений случается трагедия. Он неуязвим ровно до того момента, пока не совершил задуманное. Опосля же, теряет смысл, ради которого жил. И тут он обретает то, что давно потерял. В его сон начинает проникать реальность, и именно она убивает его. Можно долго критиковать Ватанабэ за романтизацию антагониста, но режиссер не мог не очеловечить его, или же не захотел делать из него очередного плохого парня. Вместе с этим трансформируется и сам Спайк, страшась потерять близкого человека, он сбежал, и по ходу фильма осознает, что страхи нужно принять и перестать убегать. Тем самым, картина подводит зрителя к решению Спайка разобраться с прошлым, что он и делает в сериале (фильм хронологически стоит между 22 и 23 эпизодами). Эти две дуги персонажей подкрепляются выдержанностью атмосферы с помощью дескриптивных пауз. По драматургии фильм выдерживает американский подход с трехактной структурой, тремя единствами, и прочим, пусть и нарушая его щепоткой ониризма.
Фильм Cowboy Bebop оттолкнет фанатов драйва и лапидарности сериала. Он зайдет на серьезный вираж и встряхнет зрителя темами, которые поднимает. Он хочет, чтобы вы проснулись.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda