Как и речь в нашей жизни, костюмы в кино связывают конкретное место и время, полны стереотипов и должны быть очень тщательно продуманны. Малейшее упущение, всего одна неточность грозят испортить сцену или даже весь фильм.
Ведь мы воспринимаем внешний вид человека на интуитивном уровне. Это происходит и в жизни, и при просмотре фильма. Не анализируя детали наряда героя, зритель тем не менее улавливает его настроение, приоткрывает для себя образ его мыслей, глубже пропитывается атмосферой кадра, считывает культурный код.
При помощи костюма сценарист, режиссер и художник по костюмам могут выразить метафору, определить героя в его стремлении победить, подчиниться, страдать, любить и так далее.
Одежда в кино определяет эстетическое и художественное направление целых миров. Но она носит имплицитный характер. Чтобы понять, как это работает, необходимо быть внимательными и любопытными.
Например, в энергичной «Бархатной золотой жиле» металлические обтягивающие костюмы, фантасмагорические наряды с перьями создают на экране атмосферу причудливого карнавала. Так постановщик Тодд Хейнс показывает нам энергичную тусовку глэм-рока середины семидесятых, кутеж, разврат и пьяный угар. А в пленяющем визуально «Влюбленном Шекспире» Джона Мэддена пышные, роскошные женские платья, а также мужские жилеты, камзолы и плащи способствуют воплощению аутентичной елизаветинской Англии.
Напротив, рассказывающий о происходящих в вымышленной восточноевропейской стране Зубровке событиях утопический «Отель «Гранд Будапешт» пестрит красными, розовыми, фиолетовыми, желтыми и золотыми цветами. История Уэса Андерсона происходит в период между двумя мировыми войнами, а потому художница по костюмам Милена Канонеро («Барри Линдон», «Мария-Антуанетта») использовала в постановке применяющийся в пошиве военной одежды фетр. Вкупе с режиссерскими ходами так она способствовала созданию у зрителя неосознанного ощущения надвигающейся опасности.
Костюм — это набор ярких, значимых деталей. Как и актеры, он тоже «играет» свою роль. Костюм становится независимым элементом изобразительной выразительности. Подобно живому языку, костюм «подвижен» и «изменчив». Он изнашивается, преображается, меняется в деталях и полностью; он одновременно сложен и прост в своей интерпретации, ведь важными факторами, определяющими, будет ли «работать» костюм, является не только его пространственно-живописное взаимодействие с образом мира в картине, но и «взаимоотношения» актера и костюма.
То, насколько актеру будет подходить подобранная для его героя одежда, и то, как он в ней себя будет чувствовать, скажется на итоговом результате — на том, каким будет в конечном счете произведение.