ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25 ОКТЯБРЯ 2021

КОСТЮМЫ В КИНО: КАК ОТРАЗИТЬ ЭПОХУ И ПОКАЗАТЬ НАСТРОЕНИЕ

Как костюмы в кино влияют на раскрытие характера персонажей, течение истории и впечатление от нее

КОСТЮМЫ В КИНО: КАК ОТРАЗИТЬ ЭПОХУ И ПОКАЗАТЬ НАСТРОЕНИЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.10.2021
Как костюмы в кино влияют на раскрытие характера персонажей, течение истории и впечатление от нее
КОСТЮМЫ В КИНО: КАК ОТРАЗИТЬ ЭПОХУ И ПОКАЗАТЬ НАСТРОЕНИЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 25.10.2021
Как костюмы в кино влияют на раскрытие характера персонажей, течение истории и впечатление от нее
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Текст растянутого во времени и пространстве проекта журнала, посвященного теории кино. В этой работе Геннадий Гусев пишет о том, как костюмы в кино влияют на раскрытие характера персонажей, течение истории и впечатление от нее.

Все мы выбираем одежду себе по вкусу. Одни придерживаются классического стиля, другие симпатизируют винтажному или готическому, а третьи отдают предпочтение комфортным в ежедневной носке вещам, не слишком обращая внимание на веяния моды.

Одежда имеет особое значение для каждого человека. Она не только спасает от холода, защищает от солнечного удара или назойливых насекомых, но также особенным образом характеризует нас.

Надевая грубую кожаную косуху или воздушную юбку-шопенку, соблазнительный топ или изящное кашемировое пальто, мы сознательно или подсознательно отражаем в наряде свое эмоциональное состояние.

Текущее настроение человека обычно соответствует тому, что на нем надето в данный конкретный момент времени. Кинематографисты давно взяли это неписаное правило на вооружение. Более того, при помощи костюмов образ героя раскрывается наиболее полно. И речь идет не только о фэнтезийных, фантастических или исторических лентах, но также о произведениях, повествующих о нашем времени. Одежда персонажей не только отражает эпоху, но и показывает их эмоции в моменте, раскрывает их характеры.

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА

Разработкой внешнего образа персонажей занимается художник по костюмам. Его труд не следует путать с работой костюмера — тот лишь выполняет вспомогательную работу: подгоняет одежду под фигуру актеров, поддерживает ее необходимый внешний вид и обеспечивает транспортировку со складов или магазина до съемочной площадки.
Задачи художника по костюмам куда обширнее.

Прочитав сценарий, специалист начинает разработку образов героев. Он обязательно учитывает характер персонажей, старается в их одежде передать контекст каждой описанной в тексте драматурга сцены и следит за тем, чтобы не выбиваться из общей стилистики постановки.

Помимо основной, костюмы предоставляют зрителю дополнительную информацию о героях, такую как пол, возраст, род занятий и социальное положение.

Личность персонажа проявляется в незначительных, казалось бы, деталях. Так, эгоистичный, тщеславный протагонист нередко носит одежду ярких цветов, а скромный, напротив, старается остаться незамеченным в толпе, делая выбор в пользу одежды тусклых, нейтральных цветов.

Вынужденный трансформироваться под воздействием внутренних и внешних обстоятельств, герой меняет свой гардероб. Он может или переодеться (полностью, частично), или износить свой наряд. Последнее чаще всего является визуальным воплощением длинного и трудного пути героя, в том числе морального.

Чтобы пройти все этапы от начальной идеи до готового продукта, художник по костюмам общается со сценаристами, продюсерами и режиссером, вырабатывает общую концепцию и договаривается о бюджете, изучает архивные материалы, создает референсы и эскизы будущих костюмов, обращается к историкам моды и модным домам, закупает материалы и ткани, заказывает пошив одежды. Далее готовые костюмы примеряют актеры, вносятся необходимые изменения, и начинается съемочный процесс.

Проще обстоит дело с историческими картинами. И здесь задача художника по костюмам состоит в том, чтобы посредством визуального образа героя показать его характер. Но также очень важно отобразить дух времени, передать эпоху.

Однако историческая точность соблюдается далеко не всегда. Ей нередко жертвуют в угоду проработки образов протагонистов и антагонистов или корректируют ради соответствия видению истории авторами.

В этом смысле показательны слова художницы по костюмам Кэтрин Мартин («Ромео + Джульетта», «Мулен Руж») о работе над «Великим Гэтсби» База Лурмана: «Это реальность 1920-х годов, и я могу найти фото или модную иллюстрацию, подтверждающие практически каждую вещь, которую мы выбрали для фильма. Но мы не снимали документальный фильм. Мы пытались выразить историю так, чтобы современность Фитцджеральда могла выйти за границы экрана».

СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Как и речь в нашей жизни, костюмы в кино связывают конкретное место и время, полны стереотипов и должны быть очень тщательно продуманны. Малейшее упущение, всего одна неточность грозят испортить сцену или даже весь фильм.

Ведь мы воспринимаем внешний вид человека на интуитивном уровне. Это происходит и в жизни, и при просмотре фильма. Не анализируя детали наряда героя, зритель тем не менее улавливает его настроение, приоткрывает для себя образ его мыслей, глубже пропитывается атмосферой кадра, считывает культурный код.

При помощи костюма сценарист, режиссер и художник по костюмам могут выразить метафору, определить героя в его стремлении победить, подчиниться, страдать, любить и так далее.

Одежда в кино определяет эстетическое и художественное направление целых миров. Но она носит имплицитный характер. Чтобы понять, как это работает, необходимо быть внимательными и любопытными.

Например, в энергичной «Бархатной золотой жиле» металлические обтягивающие костюмы, фантасмагорические наряды с перьями создают на экране атмосферу причудливого карнавала. Так постановщик Тодд Хейнс показывает нам энергичную тусовку глэм-рока середины семидесятых, кутеж, разврат и пьяный угар. А в пленяющем визуально «Влюбленном Шекспире» Джона Мэддена пышные, роскошные женские платья, а также мужские жилеты, камзолы и плащи способствуют воплощению аутентичной елизаветинской Англии.

Напротив, рассказывающий о происходящих в вымышленной восточноевропейской стране Зубровке событиях утопический «Отель «Гранд Будапешт» пестрит красными, розовыми, фиолетовыми, желтыми и золотыми цветами. История Уэса Андерсона происходит в период между двумя мировыми войнами, а потому художница по костюмам Милена Канонеро («Барри Линдон», «Мария-Антуанетта») использовала в постановке применяющийся в пошиве военной одежды фетр. Вкупе с режиссерскими ходами так она способствовала созданию у зрителя неосознанного ощущения надвигающейся опасности.

Костюм — это набор ярких, значимых деталей. Как и актеры, он тоже «играет» свою роль. Костюм становится независимым элементом изобразительной выразительности. Подобно живому языку, костюм «подвижен» и «изменчив». Он изнашивается, преображается, меняется в деталях и полностью; он одновременно сложен и прост в своей интерпретации, ведь важными факторами, определяющими, будет ли «работать» костюм, является не только его пространственно-живописное взаимодействие с образом мира в картине, но и «взаимоотношения» актера и костюма.

То, насколько актеру будет подходить подобранная для его героя одежда, и то, как он в ней себя будет чувствовать, скажется на итоговом результате — на том, каким будет в конечном счете произведение.

ЕЩЕ РАЗ О ВАЖНОСТИ ДЕТАЛЕЙ

При создании костюмов внимание уделяется их цвету, ткани, состоянию, покрою и посадке.
Цвет одежды демонстрирует настроение персонажа в текущий момент и его характер в целом. Также цвет помогает зрителю идентифицировать персонажей на экране, различать «хороших» и «плохих». Интересно, что при различном освещении цвет наряда может меняться. Так, белое платье будет казаться синим при синем свете. Этот прием часто используют в кино.

Ткань дополняет образ деталями биографии героя. Она «говорит» о его социальном статусе, социуме, в котором он существует. Порой состояние костюма может «поведать» об образе жизни протагониста больше, чем прямая речь или закадровый голос.

Покрой обычно соответствует тому историческому периоду, который показан в фильме. Так, брюки клеш больше ассоциируются со второй половиной шестидесятых и началом семидесятых, а также с движением хиппи, гетры, пуховые жилеты и пиджаки с подплечниками — с восьмидесятыми, а джинсы с заниженной талией, ремни с большой пряжкой и джинсовые мини-юбки — с началом нулевых.

Покрой одежды обычно выбирается так, чтобы соответствовать параметрам актеров. Но иногда костюмы нарочно шьют на размер, на несколько размеров больше, чем необходимо. Или, наоборот, делают их на размер меньше, чем нужно. Это делают для того, чтобы лишний раз подчеркнуть личность персонажа или контекст истории. Кроме того, это служит характеристикой исторического периода. Например, с пятнадцатого века по начало двадцатого женщины носили тугие корсеты. Таким образом они подчеркивали свою физическую форму, женственность.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Разберем, как создавались некоторые костюмы в саге о Гарри Поттере.
Первые два фильма в качестве художницы по костюмам над франшизой работала Линди Хемминг («Казино Рояль», «Темный рыцарь», «Чудо-женщина»), а все оставшиеся — Яни Темиме («Залечь на дно в Брюгге», «Гравитация», «Геракл»).

Кинематографистки придерживались единой концепции. Образы проходящих обучение в школе чародейства и волшебства Хогвартс юных волшебников Гарри Поттера, Рональда Уизли, Гермионы Грейнджер и остальных создавались с учетом особенностей их характера.
Также при работе над костюмами героев необходимо было учитывать частую смену протагонистами нарядов. Если в Хогвартсе ребята носят преимущественно школьную форму, то в мире маглов — людей без магических способностей — им приходится выбирать повседневную одежду.

Поэтому Хемминг и Темиме делали разграничения: для всех создавались городские образы и «магические». Если «обычная» одежда предполагала достаточно большую свободу в выборе тканей, цвета, покроя, посадки и общего стиля, то школьная форма ограничивала фантазию художниц по костюмам — она должна была быть практически одинаковой для всех учеников.

Но даже тут можно найти различия в образах героев. Например, школьную форму Гермионы отличают более приталенная мантия, юбка и гольфы. Во внешнем виде Рона и Гарри куда больше общего, но и здесь создатели смогли продемонстрировать в одежде персонажей особенности их характера. Цвет формы Рона более светлый, близкий к серому. Таким образом авторы намекают на мягкий характер волшебника, его ранимое сердце. А Гарри носит форму насыщенного черного цвета — главному противнику Волан-де-Морта по ходу развития истории предстоит много трагических моментов. Также черный цвет символизирует неоднозначность, тайну и бунтарский дух. Все это в полной степени соответствует протагонисту.

За пределами Хогвартса Гарри носит вязаные свитера, толстовки, спортивные кофты светлых и темных оттенков, а также джинсы и брюки. Такая амбивалентность в одежде подростка производит впечатление рефлексирующего, но целеустремленного, уязвимого, но сильного, коммуникабельного, но сосредоточенного на своих проблемах главного героя.

Рон чаще всего останавливает свой выбор на клетчатых свитерах, рубашках и жилетках, хлопковых куртках и джинсах. В таких нарядах молодой человек иногда выглядит неуклюже, порой — расслабленно. Это отражает личность персонажа: большого остряка, романтика и самоотверженного товарища.

Гермиона предпочитает свитера с орнаментом, выцветшие кофты и пальто, джинсовые куртки, вязаные шарфы, джинсы и кеды. Образ девушки — мальчишеский; ее одежда, как правило, очень удобная и практичная. Это отражает крепость духа Гермионы, ее стойкость и бесстрашие.

В четвертой картине эпопеи «Гарри Поттер и Кубок огня» проходит Турнир Трех Волшебников. Специально для него были придуманы формы приглашенных на соревнование школ магии и волшебства.

Студенты находящегося в высокогорье института Дурмстранг носят ярко-красные, малиновые мантии и меховые плащи и шапки. Создавая их образы, Темиме вдохновлялась фольклором эпохи Габсбургов и русскими народными сказками. Члены французской академии магии Шармбатон симпатизируют шелковым мантиям, легким фетровым шляпкам и белым перчаткам. Главенствующие в их нарядах цвета небесно-голубых, синих и серебристых тонов отсылают к национальным цветам Франции.

В картинах о «мальчике, который выжил» есть еще множество интересных образов, оригинальных и запоминающихся нарядов. Достаточно вспомнить свадебное платье Флер Делакур с черной диадемой и образующими сердце на лифе двумя фениксами или «ретро-костюм» Сириуса Блэка с оливковым вельветовым пальто, полосатой рубашкой с воротником апаш и жилеткой с цепочкой для часов.

Но это уже совсем другая история.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda