АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 20 ИЮЛЯ 2022

ГЛАВНАЯ РОЛЬ: САТИРИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ЗАКУЛИСЬЕ ФЕСТИВАЛЬНОГО КИНО

Мариано Кон и братья Дюпра продолжают цикл фильмов, обнажающих изнанку индустрии искусств

ГЛАВНАЯ РОЛЬ: САТИРИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ЗАКУЛИСЬЕ ФЕСТИВАЛЬНОГО КИНО

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 20.07.2022
Мариано Кон и братья Дюпра продолжают цикл фильмов, обнажающих изнанку индустрии искусств
ГЛАВНАЯ РОЛЬ: САТИРИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ЗАКУЛИСЬЕ ФЕСТИВАЛЬНОГО КИНО
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 20.07.2022
Мариано Кон и братья Дюпра продолжают цикл фильмов, обнажающих изнанку индустрии искусств
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Мариано Кон, Гастон Дюпра
Страны: Испания, Аргентина
Год: 2021

Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) достиг всего, чего хотел. Свое 80-летие он встречает где-то на самом последнем этаже самого высокого небоскреба, и до статуса небожителя остается всего ничего, но все, что он имеет — что-то материальное, измеряемое деньгами, низменное и не претендующее на вечность. А желает пожилой магнат относительно немного — чтобы память о нем осталась в веках, и поминали его исключительно добрым словом.

Цель Суареса сама по себе иронична, поскольку создать это «вечное» он хочет без углубления в сам процесс, лишь проспонсировав производство. Перебрав в уме одно-другое, Умберто остановился на кино. Оставить после себя знаковое кинематографическое полотнище на основе великого произведения и с участием не менее великих актеров — это ли не истинное бессмертие?
«Главная роль» — сатирическая зарисовка об изнанке авторского кино. Есть у создателей фильма — Мариано Кона, Гастона и Андреса Дюпра — традиция: раз в несколько лет собираться и смеяться над «величием» искусства. В 2015 вышел их язвительный «Почетный гражданин», насмехающийся над представителями литературы, а через три года публике был представлен «Шедевр» о живописцах и их почитателях-коллекционерах. Отчасти о том же был и «Художник» (2008) о санитаре хосписа, выдающем чужие рисунки за свои. Ну, а в рамках 78-го Венецианского кинофестиваля под прицел наконец-то попало и киноискусство.

Действующими лицами, помимо упомянутого Умберто Суареса, становятся забавные в своих ипостасях Антонио Бандерас с Оскаром Мартинесом в роли актеров и Пенелопа Крус в качестве режиссерки Лолы Куэвас.

Герои Бандераса (Феликс Риверо) и Мартинеса (Айван Торрес) — две противоположности, как в жизни, так и в актерском ремесле. Один — исправно опаздывающий, другой — сама пунктуальность. У Риверо за спиной несколько браков и дети от разных женщин, а Торрес счастлив с одной супругой уже 28 лет. Персонаж Бандераса способен заплакать в кадре только за счет ментолового карандаша-ингалятора, в то время как его партнер проживает свою роль от первой и до последней эмоции.
Руководит процессом героиня Крус — аляповатая карикатура на экстравагантных режиссерок. Во взгляде авторов она — прогрессивная бодипозитивщица, внутренне нестабильная, с копной волос на голове и в зоне подмышек. Она имеет привычку превращать каждую репетицию в перформанс и глубоко смотрит на окружающий мир, зрит в самый корень проблем и невероятно педантично подходит к собственной работе. Даже подбор актеров массовки для фильма под ее руководством — это длительное и мучительное действо, поскольку непрофессионалы ей не нужны. Зато с дочкой продюсера она вполне может сладить, и подходящая роль для такого ценного кадра всегда найдется.

Творение Кона и Дюпра — «фильм о фильме» — в зародыше представлялся масштабной производственной комедией, сатирой на киноиндустрию и ее закулисье. Но по итогам первой трети картины становится ясно, что здешняя демонстрация «кинокухни» ограничивается лишь взаимодействием режиссерки с тандемом актеров. Вероятно, авторы не имели целью утяжелить повествование всеми нюансами рабочего процесса, но при таком порядке возникает ощущение единичной шутки, растянутой на два часа хронометража. Ровно так же, как в одном из эпизодов героиня Крус заставляет пятидесятикратно проговаривать Айвана Торреса фразу «Добрый вечер», так Кон и Дюпра топчутся вокруг иронии над горе-творцами, псевдоинтеллектуалами, пороками и тщеславием актеров.

Зато умиляет то, как создатели картины начиняют свое творение всем тем, что становится предметом их насмешек. Узнаваемые звезды в наличии, участие фильма в Берлинском кинофестивале и Сан-Себастьяне обеспечено, а манера съемки — статичная камера в лучших традициях артхауса — так и норовит напомнить зрителю о специфической природе фестивального кино. Поэтому сама по себе «Главная роль» — не мейнстримная комедия. Фильм, высмеивая фестивальный и авторский жанры, сам к ним и примыкает.
У авторов получился ни то корпоратив, ни то капустник, где Кон и Дюпра предлагают поиграть всем причастным в «изобрази коллегу», а Бандерас, Крус и иногда Мартинес дурачатся перед камерой. Зрелище выдалось забавное, но узконаправленное. Оно может быть понятым целевой аудиторией вроде творческих элит, фестивальных гиков и тех, кто соприкасается с кино чаще, чем среднестатистический зритель. Помочь восприятию собирательных образов героев сможет лишь определенный уровень насмотренности и доля специфического чувства юмора. Здесь, как говорится, вечеринка только для своих — чужие не поймут.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda