РУЗАННА АРУШАНЯН | 23 ФЕВРАЛЯ 2024

ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ: О ЧУДЕСАХ, КОТОРЫЕ СЛУЧАЮТСЯ

Единственная режиссерская работа Олега Янковского, которая погружает зрителя в атмосферу доброй сказки

ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ: О ЧУДЕСАХ, КОТОРЫЕ СЛУЧАЮТСЯ

РУЗАННА АРУШАНЯН | 23.02.2024
Единственная режиссерская работа Олега Янковского, которая погружает зрителя в атмосферу доброй сказки
ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ: О ЧУДЕСАХ, КОТОРЫЕ СЛУЧАЮТСЯ
РУЗАННА АРУШАНЯН | 23.02.2024
Единственная режиссерская работа Олега Янковского, которая погружает зрителя в атмосферу доброй сказки
НАШИ СОЦСЕТИ

— А у тебя были связи?

— Связи? Ты что имеешь в виду?

— Ну, предположим… Только ты не обижайся… Предположим, с мужчинами?

— Ну, боюсь, что были, именно с мужчинами.

— Мам, да ты не волнуйся. Это все в прошлом!

— У тебя есть прошлое?

— И много?..

— Чего много?

— Ну, этих… связей.

— Кажется, две.

— Две?

— Это за какой же период?

— Мам, да ты не волнуйся. Это за всю жизнь.

— Всего две! Какой ужас!


Из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Режиссеры: Олег Янковский, Михаил Агранович
Страна: Россия
Год: 2000

Снять картину по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» актер Олег Янковский и оператор Михаил Агранович решили еще в конце 80-х. Но на экраны фильм вышел лишь в 2000-м. Как признавался сам Янковский в одном из интервью, «это была проба пера, когда в потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты».

Опытному оператору Аграновичу в тандеме с Янковским было комфортно и на съемках «Крейцеровой сонаты», поэтому над совместным фильмом в качестве режиссера он трудился с удовольствием: «На картине „Приходи на меня посмотреть“ мы работали весело, дружно. Незабываемый фильм по атмосфере съемок! К тому же там Олегу представилась возможность играть так, как он считал нужным. Я же, если и вмешивался, то минимально, а он всегда был благодарен за совет со стороны», — рассказывал Агранович.
Действие происходит в московской квартире. Татьяна (Ирина Купченко), женщина среднего возраста, живет со своей больной матерью Софьей Ивановной (Екатерина Васильева), которая последние десять лет не может ходить и очень переживает, что дочь осталась старой девой. Мать уверена, что в этом только ее вина — в желании удержать Татьяну около себя.

За неделю до Нового года Софья Ивановна заявляет, что умрет в ближайшие дни, и ей бы хотелось уйти, зная, что дочь счастлива. В отчаянии она три раза стучит рукой по столу. В квартире гаснет свет, раздается стук в дверь. На пороге стоит незнакомец по имени Игорь (Олег Янковский) с букетом и шампанским: он шел к молодой любовнице, но ошибся домом. Татьяне приходит в голову идея представить мужчину своим женихом. Тот, неожиданно для самого себя, решает подыграть, но постепенно действительно влюбляется в Татьяну.

Режиссеры выбрали одну локацию, где и развернули историю. И решение совсем не было случайным: это кино предполагало камерный формат повествования. Янковский словно позволил зрителю «подглядеть» за героями. Подслушать их колкие разговоры и посмеяться над остроумными фразами, которые уже стали крылатыми («Нельзя быть джентльменом на пять минут!», «Моя личность одним гастритом не исчерпывается», «Канары — это по какой дороге?»). Где, как не в одной небольшой квартирке, показывать мелочи людского быта, тонкие переживания, которые могут просто потеряться на фоне большого пространства? Так, бытовая любовная история очаровывает зрителя с каждой минутой все больше. И вот уже хочется с чашечкой кофе оказаться вместе с героями в этой уютной гостиной, заставленной книгами, и при свете тусклой лампы смотреть в окно, никуда не спеша. Кроме того, съемка в одной локации помогла сэкономить на производстве фильма: снимать кино на рубеже «нулевых» было, мягко говоря, непросто.
Стоит отметить и блестящий подбор артистов. Хотя и героиня Купченко, и герой Янковского были лет на десять моложе своих литературных прототипов, актеры органично смотрелись в этих образах. Пресс-секретарь компании, выпустившей фильм, Татьяна Сарана, вспоминала: «На съемочной площадке была уникальная атмосфера. Это единственный фильм на моей памяти, после съемок которого актеры — Ирина Купченко, Екатерина Васильева, Олег Янковский — буквально плакали. Так им не хотелось расставаться».

На роль Софьи (матери) пробовались Инна Чурикова и Анна Каменкова. Но когда Янковский и Агранович вспомнили о Екатерине Васильевой, поняли, что именно она им подходит. Однако актрису пришлось уговаривать и даже получать благословение у ее духовника. Васильева впоследствии рассказывала, что ей приходилось порой соглашаться на роли, чтобы содержать семью, но фильм Янковского стал редким исключением из правил, когда она работала «для души». Также в эпизоде сыграл внук Янковского — соседского мальчишку, и это первая роль будущего актера. Маленькая, но яркая. В фильме Ивану всего десять лет.
Талантливую игру актеров обрамляет чудесный романс «Приходи на меня посмотреть» на стихи Анны Ахматовой (музыка Вадима Бибергана) в исполнении Елены Камбуровой, придавая картине особый, магический шарм.

Конечно, можно сказать, что в жизни таких историй не бывает. Что картина оторвана от нашей действительности. Но иногда и взрослым ведь хочется поверить в настоящее чудо. Тем более, иногда оно все-таки случается…

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda