геннадий гусев | 28 ИЮЛЯ 2021

ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС: В ЦИКЛЕ

Экранизация романа Дэвида Митчелла, составленная из историй, которые разворачиваются в разных географических точках и в разные временные эпохи

ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС: В ЦИКЛЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.07.2021
Экранизация романа Дэвида Митчелла, составленная из историй, которые разворачиваются в разных географических точках и в разные временные эпохи
ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС: В ЦИКЛЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 28.07.2021
Экранизация романа Дэвида Митчелла, составленная из историй, которые разворачиваются в разных географических точках и в разные временные эпохи

— Страх, вера, любовь – явления, определяющие ход наших жизней. Эти силы начинают действовать до нашего рождения и продолжают после смерти.

Из фильма «Облачный атлас»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Лана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски
Страна: США, Германия, Гонконг, Сингапур
Год: 2012

В 2004 году вышел третий роман одного из самых многообещающих молодых английских писателей. «Облачный атлас» Дэвида Митчелла имел оглушительный успех среди критиков и читателей, поэтому его экранизация казалась лишь делом времени. Спустя восемь лет, в 2012 году по книге сняли одноименный фильм, постановщиками которого выступили не нуждающиеся в представлении сестры Лана и Лилли Вачовски (на тот момент — брат и сестра Вачовски) и Том Тыквер («Парфюмер: История одного убийцы», сериал «Вавилон-Берлин»).

Сюжет ленты следует сюжету первоисточника. Зритель параллельно наблюдает за несколькими историями, разворачивающимися в разных географических точках и в разные временные эпохи.
Одна из таких историй посвящена американскому нотариусу Адаму Юингу (Джим Стерджесс), который в 1849 году возвращается домой на торговом судне после путешествия на острова в Тихом океане. Вторая разворачивается в 1936 году и повествует о молодом английском композиторе Роберте Фробишере (Бен Уишоу) и создании мелодии «Облачный атлас». В третьей говорится о расследовании журналисткой Луизы Рей (Холли Берри) дела о махинациях в верхах крупной энергетической компании. В четвертой — о заточении пожилого книгоиздателя Тимоти Кавендиша (Джим Бродбент) в дом престарелых. В пятой — о протесте клона Сонми-451 в Нео-Сеуле 2144 года. В шестой — о судьбоносной встрече одного из членов примитивного постапокалиптического общества далекого будущего Захри Бейли (Том Хэнкс) и Провидца — представителя технологически развитого клана, сохранившего остатки знаний предыдущих цивилизаций.

Объединяла все эти сюжеты общая идея о реинкарнации душ и «универсальности человеческой природы». По мысли писателя, каждая конкретная душа путешествует сквозь время и пространство до тех пор, пока не достигнет своей цели.

Если каждая история романа Митчелла была выполнена в разном стиле (например, сюжет о Захри Бейли был написан от первого лица и имитировал речь деградировавшего человека, а «Страшный Суд Тимоти Кавендиша» представлял собой юмористический этюд в виде сценария автобиографического фильма), то сестры Вачовски и Том Тыквер решили, что такой прием будет слишком сложен для экранизации.
Чтобы истории Митчелла органично смотрелись на экране, авторы решили использовать «один набор актеров». Тыквер так говорил об этом: «Обсуждая связи между персонажами разных эпох, и то, как, вероятно, один человек выполняет то, что другой начал сотни лет назад, мы подумали: «Почему бы не использовать для этой цели одного актера? Почему бы не подобрать исполнителей согласно идее, что каждый актер воплощает не отдельные роли, но несколько, которые вместе представляют собой эволюцию одной сущности».

Так, например, Том Хэнкс в «Тихоокеанском дневнике Адама Юинга» сыграл отрицательного персонажа доктора Генри Гуза, в «Письмах из Зедельгема» выступил во второстепенной роли портье в гостинице, где скрывался герой Уишоу, в «Периодах полураспада. Первом расследовании Луизы Рей» оказался физиком-ядерщиком Айзеком Саксом, в «Страшном Суде Тимоти Кавендиша» перевоплотился в пародийного персонажа — автора книги «Кулаком в зубы» Дермота Хоггинса, в «Откровении Сонми-451» предстал в эпизодической роли актера, играющего главную роль в фильме «Страшный Суд Тимоти Кавендиша», а в «Переправа возле Слуши и все, что после» предстал в образе сомневающегося пастуха Захри Бейли.

Благодаря такому кастинговому решению, а также отличному монтажу и грамотно прописанному сценарию, «Облачный атлас» смотрится не как киноальманах из разнородных историй, а как унифицированное полотно с хорошо прописанными экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и эпилогом.

Сильные актерские работы Тома Хэнкса, Холли Берри, Джима Бродбента, Джима Стерджесса, Бена Уишоу, Хьюго Уивинга, Пэ Ду-на и остальных в совокупности с объемным миром «Облачного атласа», в котором смешалось архаичное и футуристичное, а размышления о свободе воле (подвиг Сонми-451, подорвавший устои тоталитарной системы) и свободе личности (обращение Адама Юинга в сторону аболиционистов), искуплении (стремление Роберта Фробишера уйти от самого себя, погрузившись в мир музыки) и правде (отважное, сопряженное со смертельными рисками расследование Луизы Рей), ценности жизни (почти кафкианские злоключения Тимоти Кавендиша в доме престарелых) и вере в себя (взаимоотношения Захри Бейли и женщины из клана Провидцев Мероним, открывающей для мужчины истину и заставляющей обрести внутреннюю силу), сделали из картины захватывающую драматическую историю с вкраплениями юмора, триллера, боевика, фантастики и философии.
Завораживающий саундтрек часто работающих в тандеме Райнхольда Хайля и Джонни Клаймека («Беги, Лола, беги», «Париж, я люблю тебя»), а также самого Тома Тыквера («В зимней спячке», «Принцесса и воин») как нельзя лучше дополняет огромный мир Юинга, Рей, Бейли и остальных. Основная его тема — грациозная, написанная в духе раннего романтизма объединяющая фортепианная мелодия, которая в разных формах вновь и вновь проявляет себя во многих партитурах фильма. Тем не менее, каждой из историй соответствуют свои композиции и настроения. Например, для мира будущего Сонми-451 музыка становится футуристичной, а в сюжете о мистере Кавендише приобретает комическое звучание.

Еще одна важная композиция в фильме — диегетический секстет «Облачный атлас», который «написан» Робертом Фробишером. Это красивая повторяющаяся семинотная мелодия, в которой ведущим попеременно становится каждый из звучащих в ней инструментов, в то время как остальные обрамляют ее выразительным контрапунктом. Таким образом, композиторы в музыкальной форме выразили основную идею постановки о цикличности жизни.
Если содержательно фильм Вачовски и Тыквера выглядит достаточно свежо, то структурно не предлагает ничего нового. Подобный прием с переплетением вроде бы ничем не связанных историй использовал в своей эпической «Нетерпимости» в 1916 году Дэвид Уорк Гриффит. Но если у классика немого кино преобладала одна основная идея, то авторы «Облачного атласа» идут дальше. Они демонстрируют, что жизнь человека невозможна без любви и войны, страдания и счастья, надежды и отчаяния. В их полотне мистическое «встречается» с рациональным, а все поступки героев имеют причины в прошлом и отголоски в будущем.

«Облачный атлас» претенциозен и сентиментален, но величественен и визуально богат. Благодаря операторской работе Джона Толла («Храброе сердце», сериал «Во все тяжкие») и Франка Грибе («Рай», «Германия 09»), а также труду художников-постановщиков Хью Бэйтапа («Свадьба Мюриэл», трилогия «Матрица») и Ули Ханиша («Парфюмер: История одного убийцы», мини-сериал «Ход королевы»), создавших потрясающие, яркие миры прошлого, настоящего и будущего, «Облачный атлас» выглядит как стильное многофигурное полотно, провозглашающее, что жизнью правят любовь, страх и вера.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda