ЮЛИЯ СТЕКСОВА | 22 АПРЕЛЯ 2019

КЛЕО ОТ 5 ДО 7:
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЛЕТА ФЛОРАНС

Рецензия на утонченную картину бабушки французской новой волны Аньес Варда

КЛЕО ОТ 5 ДО 7: ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЛЕТА ФЛОРАНС

ЮЛИЯ СТЕКСОВА | 22.04.2019
Рецензия на утонченную картину бабушки французской новой волны Аньес Варда
КЛЕО ОТ 5 ДО 7: ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЛЕТА ФЛОРАНС
ЮЛИЯ СТЕКСОВА | 22.04.2019
Рецензия на утонченную картину бабушки французской новой волны Аньес Варда
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Аньес Варда
Страна: Франция, Италия
Год: 1962


Молодая красавица-певица Флоранс, выступающая и, в большинстве своем, живущая под творческим псевдонимом Клео (сокращение от Клеопатра) крайне обеспокоена своим здоровьем. После обследования у врача девушка направляется прямиком к гадалке, где та предсказывает прекрасной Клео Виктуар тяжелую судьбу.

Мнительная, чересчур суеверная и своенравная Клео уже не удивляет свое окружение очередным капризом. Близкие (в лице помощницы и домохозяйки Анжелы, композитора-пианиста, автора песен Клео и ее возлюбленного Жозе) весьма скептически относятся к новости о тяжелой болезни певицы, считая это лишь очередной навязчивой идеей. Нуждающаяся в поддержке и понимании, певица, не справляясь с мыслями о возможной смерти, уходит из дома, чтобы найти утешение в чем-то или ком-то другом.

«Как надоело это кукольное личико!
И еще эта дурацкая шляпка» - из фильма «Клео от 5 до 7» (и так же далее)

Кукольный образ, нежные черты лица, бархатная кожа, все то, чем так гордилась Клео в миг становится для нее обузой, восхищенные взгляды прохожих лишь раздражают и без того расстроенную героиню, отражение в зеркале больше не доставляет ей удовольствия. За то время, пока Клео прогуливается по летнему Парижу, зрители вместе с ней окунаются в манящую атмосферу города.

Машины, уличные артисты, знаменитые кафе на открытом воздухе, люди, показанные под нестандартными ракурсами - все это создает эффект присутствия, будто в эту самую минуту зритель вместе с самой Клео идет по шумным улицам солнечного города. Камера движется сквозь толпу, и, будто нечаянно, ловит взгляды прохожих и ненароком подслушивает чужие разговоры в кафе. Таким образом Варда, как талантливый документалист, наполняет художественную картину документальной съемкой, которая происходит будто в реальном времени, являя собой нестандартные приемы французской «новой волны», яркой представительницей которой и была режиссер.

«Все вы готовы меня баловать, но никто по-настоящему не любит»
Также стоит упомянуть еще об одной интересной детали картины. В начале фильма мы наблюдаем сцену поездки Клео и Анджелы в такси – Клео, как популярная и не бедствующая особа может позволить себе такую роскошь, как взять такси, чтобы проехать пару округов, освобождая себя от необходимости пользоваться общественным транспортом. На протяжении фильма зритель не раз видит и слышит предложения Клео взять такси, но в определенный момент, героиня, отказавшись от услуг частного транспорта, оказывается в парке, где впоследствии являет себя случайному прохожему в качестве Флоранс, что недвусмысленно намекает на внутренние изменения в характере главной героини.

Последние 20 минут фильма, посвященные знакомству Флоранс с Антуаном, охваченных разговорами о любви, жизни, неизбежности разлуки, Париже, являют зрителю Клео в качестве простой и отзывчивой девушки Флоранс. Мы будто видим ее глазами молодого Антуана.

Тема двойственности, которая красной нитью проходит через весь фильм, являет себя не только двойным именем героини, но и передана через нетривиальные приемы режиссера, которая не раз показывает Клео в отражении зеркала, являющегося не столько свидетелем красоты героини, сколько отражением двух крайностей одной сущности.

Поездка в автобусе до больницы, фотография, подаренная Антуану, шутливое настроение, все это дарит второе дыхание еще недавно отчаявшейся Клео/Флоранс, которая теперь, объятая благодарностью и надеждами завершает свою историю фразой, наполненной бесстрашием и уверенностью: «Кажется, я больше не боюсь, и мне кажется, я счастлива».

В заключении отметим, что несмотря на легкость повествования, в картине между строк появляется множество деталей, которые затрагивают чрезвычайно острые темы. Здесь и война в Алжире, которая освещается в новостях по радио, феминизм, выраженный как в диалогах главной героини с Анджелой, так и в лице женщины-таксиста, телесность и восприятие обнаженной натуры, объективизация женского тела и право распоряжаться им без общественного порицания, и, конечно, тема смерти, неотвратимости увядания, и скоротечности жизни, которую, пожалуй, не стоит бояться.

P.S. В качестве бонуса отметим, что в фильме в эпизодических ролях снялись такие известные фигуры, как Жан-Люк Годар, Жан-Клод Бриали и Мишель Легран.


Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda