ГЕННАДИЙ ГУСЕВ

1 СЕНТЯБРЯ 2020

УРОКИ ЛЮБВИ: НОВАЯ СТАРАЯ ЖИЗНЬ

Проникновенная история женщины, застрявшей между прошлым и будущим, как осознание возможности продолжать жить здесь и сейчас

Режиссер: Кася Матея, Малгожата Голишевская
Страна: Польша
Год: 2019

Польские постановщицы Кася Матея и Малгожата Голишевская сняли документальный фильм о том, что жить никогда не поздно. В центре их внимания — Йола, женщина средних лет, застрявшая между прошлым, в котором она подвергается абьюзу со стороны своего мужа, и будущим, представляющемся преимущественно в безоблачных тонах.

Привычный способ существования, при котором личные интересы отодвигались на второй план в угоду общепринятым нормам поведения, укоренился в сознании героини. «Уроки любви» — нежная история о том, как сложно избавиться от навязанных социумом правил и обрести гармонию, покой и долгожданное счастье.

Голишевская познакомилась с Йолой в танцевальном клубе. Для последней участие в постановке стало интенсивной терапией, ведь незадолго до этого ей поставили неутешительный диагноз — рак шейки матки. По словам авторов ленты, тематические вечеринки, пение, общение с родными и близкими, новые знакомства и возможность открыться, без прикрас показав свою жизнь, оказали на женщину благоприятное воздействие.
Романтика, драма и трагедия смешались в «Уроках любви» в мощном потоке — сквозь смех, слёзы и боль главная героиня пробивается к заветной мечте. Сила ее устремлений — в простоте, красота — в многогранности. Надежда на лучшую долю небезосновательна, пусть даже миг счастья может оказаться мимолетным, а крепкое дружеское плечо — спасательным кругом, который помогает в трудную минуту.

Выбор, который должна будет сделать Йола, по-настоящему сложен. С одной стороны, она хочет обрести долгожданную свободу. Для этого ей необходимо окончательно отойти от привычной модели поведения, предписываемой женщине в патриархальном обществе. С другой, Йола отчаянно желает сохранить в себе остатки прошлого, её ужасно страшат перемены. «Я всегда слушала свою бабушку и священника», — говорит она в одной из сцен фильма. За этой извечной борьбой между прошлым и будущим, традиционным и современным видна простая женщина, жаждущая покоя и счастья.

Используя съемку с разных камер, длинные планы, естественное освещение и открытую композицию, авторы картины уделили особенное внимание деталям. Так, в одной из сцен мы застаем Йолу в ночном клубе. Вокруг нее танцуют люди, но она смотрит куда-то вдаль, мимо них. Ее взгляд задумчиво-мечтателен, в нём остро чувствуются отголоски беспокойства и доброй грусти. Не произнося не слова, Йола сообщает о том, как она опять и опять обращается к негативному опыту, боится, страдает, любит и тоскует о днях былого счастья.

В другой сцене наблюдаем, как женщина самостоятельно ремонтирует протекающую крышу дома. Камера внимательно следит за ее руками. Новые фрагменты кровли заменяют старые. Это мысль о том, что без изменений, без усилий не получится начать счастливую жизнь. Ведь дождь не прекратится сам по себе. Кропотливый труд — не залог безоблачных дней, но необходимое условие их наступления. Таких метафор в «Уроках любви» немало.
Предельная откровенность в изложении переживаний протагониста и второстепенных персонажей истории — подруг Йолы, её дочерей и нового ухажёра Войтека — одно из несомненных достоинств ленты. В искренних разговорах уже немолодых людей о насилии в семье, судьбе, увлечениях, любви и дружбе чувствуется настоящий нерв жизни.

Внутри кадра женщина живет настоящей жизнью — той самой, о которой в реальности только мечтает. Но чувствуется в Йоле и тяга к актерству: манерность, развитые ораторские способности, богатое воображение, обаяние и харизма. В какой-то момент героиня фильма и реальный человек сливаются воедино. Израненная, уставшая женщина выходит на сцену, сбрасывает оковы и беззастенчиво любуется собой — это её звёздный час.

Яркая и стильная героиня, внешне напоминающая, одновременно, Марлен Дитрих, Дайан Китон и Джудит Робертс предстает независимым, преисполненным внутреннего достоинства человеком, сила которого, как ни странно, заключается в его слабостях. Она не боится выглядеть смешной, странной и неуклюжей, не стесняется своих ошибок и не стыдится родственников, не все из которых являются образцом для подражания.

Оказавшись на перепутье, Йола начинает понимать — и на пороге семидесятилетия есть чему учиться, куда расти, что делать. В своей документальной картине Матея и Голишевская максимально честно говорят об этом. В эпоху метамодерна с его бесконечным поиском, прагматическим романтизмом и новой искренностью высказывание о переосмысляющей своё место в мире пожилой женщине — маленький шаг на пути к осознанию накопившихся в обществе противоречий и проблем.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda