геннадий гусев | 30 МАЯ 2020

ГРАЖДАНИН КЕЙН: ВДАЛИ ОТ ДОМА

Энциклопедия известных киноприемов, эпохальная картина и грандиозный жанровый эксперимент с большими амбициями

ГРАЖДАНИН КЕЙН: ВДАЛИ ОТ ДОМА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 30.05.2020
Энциклопедия известных киноприемов, эпохальная картина и грандиозный жанровый эксперимент с большими амбициями
ГРАЖДАНИН КЕЙН: ВДАЛИ ОТ ДОМА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 30.05.2020
Энциклопедия известных киноприемов, эпохальная картина и грандиозный жанровый эксперимент с большими амбициями

Единственная правильная любовь для каждого – его собственная.

Из фильма «Гражданин Кейн»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Орсон Уэллс
Страна: США
Год: 1941

Когда в 1946 году знаменитый историк кино Жорж Садуль заявил, что «Гражданин Кейн» не является новаторским фильмом, а «всего лишь представляет собой энциклопедию известных киноприёмов», он, одновременно, и слукавил, и сказал правду. С одной стороны, эпохальная картина на протяжении вот уже почти восьмидесяти лет вдохновляет кинематографистов на новые свершения. Мартин Скорсезе, Терри Гиллиам, Дэвид Линч и другие заслуженные постановщики не раз признавались в любви к работе Орсона Уэллса, отмечая ряд инновационных приёмов, которые популяризировал автор.

С другой стороны, создатель «Процесса» и «Леди из Шанхая» действительно использовал в своей постановке все те методы, что уже были придуманы до него. Но сделал он это до того виртуозно, умело и выверено, что ленту очень скоро стали называть калейдоскопическим жанровым экспериментом, образцовым примером реализации крайне амбициозной и рискованной задачи.

Интересно, что дебютировать Уэллс в большом кино должен был с другим фильмом. Но работа над экранизацией повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада даже не была начата — подключившийся к проекту опытный драматург Герман Я. Манкевич («Этот замечательный мир», «Гордость янки») рекомендовал начинающему постановщику (на момент начала съёмок Уэллсу было 25 лет) обратить свой взор на историю жизни американского бизнесмена Уильяма Рэндольфа Хёрста.

Решение оказалось абсолютно верным — сценарий «Гражданина Кейна» был отмечен на Оскаре и других премиях, а сам фильм до сих пор остается объектом для изучения в профильных университетах, по нему пишут статьи и диссертации. В создании истории Чарльза Фостера Кейна — главного героя постановки, медиамагната, чья жизнь медленно рушится под воздействием не только внешних факторов, но и вследствие его сложной, противоречивой натуры — также приняли участие Джон Хаусмен, Роджер К. Денни и Молли Кент, но основной вклад внесли Манкевич и Уэллс.
Одно из главных отличий «Гражданина Кейна» от других фильмов того времени — нелинейное повествование. Флэшбеки, параллельное и перекрестное действие, кольцевая композиция и раньше применялись в кино («Большое ограбление поезда», «Возница», «Кабинет доктора Калигари», «Шерлок младший», «Метрополис»), но их одновременное и широкое использование произошло на большом экране впервые в истории.

В картине, также, задействован приём ненадежного рассказчика. При помощи этого повествовательного способа одно и то же событие описывается с позиции разных персонажей. То есть приобретает субъективный взгляд. Подобный метод, например, использовали Акира Куросава в «Расёмоне», Дэвид Финчер в «Бойцовском клубе» и Джо Райт в «Искуплении». Однако в постановке Уэллса он применён иначе — историю Чарльза Кейна зрителю сообщает один человек. Молодой репортёр Джерри Томпсон (Уильям Олленд) берётся раскрыть тайну последних слов умершего миллиардера (загадочная фраза «бутон розы»). Но его личный взгляд вкупе с забывчивостью и отношением к покойному интервьюируемых лишь запутывают дело. Так в «Гражданине Кейне» рождается увлекательная детективная линия.

Одновременно с этим картина — драма о потерянных возможностях, размашистая биографическая лента, готический фильм ужасов, сатирическая комедия, мелодрама. Причем, переход между жанрами и направлениями совершенно не чувствуется. Благодаря наличию объединяющей центральной линии журналиста-расследователя и компоновке сюжетных ветвей в полном соответствии с преобладанием того или иного жанрового элемента «Гражданин Кейн» не выглядит как разнородное произведение, а предстает целостной захватывающей историей.

Другой несомненный плюс ленты — ее визуальная составляющая; изобразительные формы, которые нашёл автор для воплощения своих задумок, в особенности игра света и тени. Если большинство картин тех лет использовали свет в основном для того, чтобы выделить на общих планах актеров и декорации, то Уэллс при помощи света и тени, глубокого фокуса, длинных кадров и рирпроекции (способ комбинированной съемки объекта на фоне изображения, проецируемого на экран с обратной его стороны) заострил внимание на заложенных в истории смыслах (губительной силе денег, жажды власти и стяжательства, важности любви в жизни человека), придал сценам настроения и сделал портреты героев объемнее.

Так, например, рассказывающий о пертурбациях в жизни Кейна журналист Джерри Томпсон неизменно оказывается в тени. Тем самым демонстрируется незначительность корреспондента и, что более важно, ограниченность его суждений. Ведь представителя СМИ, в первую очередь, интересуют горячие факты, а вовсе не персона героя его расследования. Томпсон — представитель «желтой прессы». Той самой, которую фактически изобрёл Чарльз Кейн.
Однако были и другие причины, из-за которых светотеневой рисунок картины заметно отличался от фильмов 30−40-х. «Гражданин Кейн» в основном снимался в павильонах. При этом было необходимо создать ощущение богатства интерьеров замка Кейна. Так как команда Уэллса была ограничена в финансах, а в фильме показывалась эволюция архитектуры за период от 1870-х до 1930-х годов, что требовало при создании декораций больших денежных вложений, было принято решение увеличить количество «темных» эпизодов.

Их обилие, а также сложноустроенная хронология событий и тягучая мрачная атмосфера, заслугу в создании которой вместе с Манкевичем, Уэллсом, декораторами и художниками-постановщиками заслуженно разделил оператор Грегг Толанд («Грозовой перевал», «Лучшие годы нашей жизни»), привели к тому, что постановку стали считать одним из предвестников нуара. Эти приёмы чуть позже — в 40-е-50-е — стали непременными атрибутами криминальных драм и остросюжетных детективных постановок.

Образ Чарльза Кейна, роль которого сыграл сам Орсон Уэллс, также, хорошо соотносится со стилистикой «чёрного фильма». Однако сквозь циничность и жестокость бизнесмена проглядывают трогательная наивность и доброта. Увидеть свет сквозь тьму можно даже в финальных, самых мрачных эпизодах фильма — тогда, когда всё, казалось бы, для медиамагната уже потеряно, и назад дороги нет.

Удивительно, но связь героя и играющего его актера куда сильнее, чем можно было бы подумать. По свидетельству очевидцев, энтузиазм Уэллса постоянно заряжал всех членов съемочной бригады. Проник он и на экран. Разумеется, двойственная природа протагониста была заложена в сценарии. Но способствовала противоречивости героя и невероятная энергия актера, его играющего.

Оказала она влияние и на фильм в целом. А разве могло получиться иначе, неужели вышло бы произведение настолько уникальным, если бы в режиссерском кресле сидел человек другого склада ума, характера, таланта и находящийся на ином, отличном от Уэллса, этапе жизненного пути? Вопрос риторический.
Режиссёр «Гражданина Кейна» был не только вундеркиндом, но и человеком, чьи любопытство и тяга к новым знаниям не могли не способствовать созданию замечательного полотна, воспевающего удивительную красоту жизни. В ходе работы над своим первым полнометражным фильмом Орсон Уэллс с детским интересом открыл для себя новые грани кино и с любовью поделился этой находкой со своим зрителем.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda