ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 5 НОЯБРЯ 2019

ХРОНИКА ОДНОГО ЛЕТА: ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ

Околодокументальный портрет поколения 60-ов как ответ на вопрос о смысле жизни и счастье

ХРОНИКА ОДНОГО ЛЕТА: ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 05.11.2019
Околодокументальный портрет поколения 60-ов как ответ на вопрос о смысле жизни и счастье
ХРОНИКА ОДНОГО ЛЕТА: ИССЛЕДОВАНИЕ СЧАСТЬЯ
ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 05.11.2019
Околодокументальный портрет поколения 60-ов как ответ на вопрос о смысле жизни и счастье
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Жан Руш, Эдгар Морен
Страна: Франция
Год: 1961


«Хроника одного лета» - фильм 1961 года, снятый представителем французской новой волны, режиссером Жаном Рушем в соавторстве с социологом Эдгаром Мореном. После выхода этой картины на экраны в среде кинокритиков популярным стал термин cinema verite, обозначающий ситуацию, когда авторы вторгаются в съемочный процесс кинофильма на минимальном уровне. При этом, наличие искусственно смоделированных павильонов и декораций исключалось, профессиональных актеров не нанимали, на сценарий ориентировались редко, ручная камера заменила громоздкие киноаппараты, а запечатлевать старались спонтанные проявления повседневности. Получались в итоге фильмы-интервью, фильмы-исследования, главной целью их создателей было выяснить, счастлив ли современный человек, а если нет – что ему нужно для счастья?
«ВАМ ИНТЕРЕСНО?
АБСОЛЮТНО НЕ ИНТЕРЕСНО»

На вопрос о счастье изначально отвечают случайные прохожие, но в подробном разговоре в итоге принимает участие только несколько людей: бывшая узница концлагеря, чернокожий студент, эмигрировавшая во Францию итальянка, заводской рабочий и семья начинающих предпринимателей. Все они представляют разные социальные слои и имеют собственное мировоззрение, но объединяет их одно: невозможность быть счастливыми здесь и сейчас. Виной тому – низкие зарплаты, гнетущая рутина, необходимость выживать без шанса помыслить возможность заниматься любимым делом. «Трудно быть счастливым, когда ты рабочий» – эта цитата звучит в самом начале фильма и задает тон всему его повествованию.
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Этим термином принято называть людей, вернувшихся с войны и не способных найти смысл в мирном существовании. Хотя с момента окончания Второй Мировой минуло уже шестнадцать лет, воспоминания героев об этом страшном времени все еще дают о себе знать, они тянут их в прошлое, не дают возможности начать жизнь с чистого листа. На войне герои фильма выживали – они продолжают делать это и теперь, однако, не наблюдая в мирной борьбе никакого смысла. Руш и Морен были увлечены революционным желанием показывать правду и привносить что-то новое в кинематограф, существовавший на тот момент преимущественно ради развлечения публики. Но этот фильм смог поразить даже самих создателей: в последних кадрах картины разворачивается спор режиссеров, в ходе которого они приходят к выводу, что задумывали фильм о любви, но получили рассказ о безразличии – государства к людям, людей друг к другу и героев к своему будущему.
В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Монологи героев ошеломляют искренностью, «Хроника одного лета» может быть целиком разобрана на цитаты и, возможно, именно они составили бы о фильме наиболее полное впечатление. «Будь я в гражданском, ответил бы» – заявляет полицейский на вопрос «счастлив ли он», «человек не может быть счастлив в 79 лет» – печально говорит одинокий старик, «человек сегодня – только лишь кучка бумажек, лишенная индивидуальности» – замечает случайный прохожий. Фразы героев составляют мрачный манифест шестидесятников, понятный и современному человеку. Герои фильма погрязли в никчемной рутинной работе, они говорят о том, что их жизнь превратилась в бесконечное отбывание повинности, которое возможно только при страшном компромиссе с самим собой и своими мечтами. Они справляются с бессилием, принимая ежедневное унижение, и, в целом, живут, постоянно преодолевая себя.

Итальянка из семьи мелких буржуа переехала во Францию и впервые столкнулась с ужасами нищеты, но по ее словам, лишения приносили ей облегчение: чем хуже становились условия жизни, тем лучше она чувствовала себя. Этот парадокс легко объясним: когда счастье зависит от удовлетворения базовых потребностей, оно легко достижимо. Но такого простого счастья надолго не хватает. И вот уже героиня пребывает в тяжелой депрессии и заполняет внутреннюю пустоту алкоголем: она не знает, куда ей двигаться дальше и где искать счастья, когда быт налажен. Впрочем, ответ приходит вскоре: счастье в любви.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Не обходятся разговоры героев и без обсуждения вечной темы отцов и детей. Молодое поколение считает, что в их бедах виноваты родители, которые не смогли в свое время противостоять системе и изменить ее во благо потомкам. Старики же, конечно, хотят видеть в молодежи тех, кем они когда-то не смогли стать сами, а потому пылко убеждают их в необходимости перемен, не забывая при этом оправдаться невозможностью изменения ситуации в прошлом. Но времена одинаковые. Современный человек всегда недоволен действиями предков, а предки – бездействием потомков. Признать вину и простую истину – наше счастье зависит только от нас самих – значит, вынудить себя на совершение поступков, на необходимость личной маленькой революции, на принятие ответственности, наконец. Все это сложно и болезненно, а потому тема отцов и детей никогда не потеряет своей актуальности.
ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Построен фильм на монологах и диалогах, но его визуальная составляющая заслуживает особого внимания. В запечатленных на идеологически и символически близкую представителям новой волны ручную камеру сценах – попытка пойти против закостенелых принципов съемки, показать интимные переживания и искреннюю непосредственность персонажей. Сосредоточенность камеры на крупных планах позволяет лучше прочувствовать эмоции героев: в кадре не только лица, но и руки, то нервно теребящие подол, то комкающие фильтр сигареты, то бережно поглаживающие бутон розы. Картинка изобилует также и длинными кадрами в моментах с монологами. И они безупречны с художественной точки зрения. Например, сцена неспешной прогулки женщины, вспоминающей о детстве, проведенном в концлагере и о трагической смерти отца, разворачивается в яркий солнечный день на пустынной улице, сама же героиня здесь представлена лишь черным силуэтом. Такое решение подчеркивает ее внутреннее одиночество и усиливает эффект минорности.

«Счастливы ли вы?» – вопрос, на первый взгляд, предельно простой. Но вместо ответов на него мы получаем только ряд других, гораздо более сложных вопросов. Перед нами портрет общества середины прошлого века, откровенный взгляд на его устройство от лица представителей рабочего класса. Фильм, который даже сегодняшнему зрителю расскажет много нового о любви, одиночестве и поиске смысла жизни.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda