геннадий гусев | 29 МАЯ 2019

КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ

Рецензия на авторский неонуар от классика мирового кино Романа Полански с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй

КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.05.2019
Рецензия на авторский неонуар от классика мирового кино Романа Полански с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй
КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.05.2019
Рецензия на авторский неонуар от классика мирового кино Романа Полански с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй
– Видите ли, мистер Гиттес, бо́льшая часть людей и не подозревает, что в правильное время, в правильном месте они способны на всё.
Из фильма «Китайский квартал»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роман Полански
Страна: США
Год: 1974


Последний американский фильм Романа Полански. Роль, вознесшая на небосклон славы Джека Николсона. Лента с образцовым сценарием. Постановка, которую окрестили идеальным неонуаром. Такие высказывания часто адресуют в сторону «Китайского квартала» – одного из самых значительных кинопроизведений второй половины прошлого столетия. Одиннадцать номинаций на «Оскар», множество других, менее престижных премий, а также и по сей день не иссякающая любовь киноманов по всему миру свидетельствуют о месте, которое занимает картина в кинематографической табели о рангах.

Между тем путь фильма к зрителю был непростым. В середине 60-х дела у Paramount Pictures шли далеко не лучшим образом. Компания была продана промышленному конгломерату Чарльза Бладорна «Gulf and Western Industries», а в её главе встал Роберт Эванс – малоизвестный актёр и начинающий продюсер. Но уже первая постановка принесла Paramount всеобщее уважение. Вышедший в 1972 году «Крёстный отец» собрал впечатляющую кассу в прокате и позднее вошёл в число классических мировых хитов.

В попытке повторить успех ленты Фрэнсиса Форда Копполы компания Эванса приступила к разработке нового фильма. Им должна была стать экранизация «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Для работы над ней был нанят сценарист Роберт Таун («Последний наряд», «Фирма», «Миссия: невыполнима»). Однако этот известный защитник природы и любитель детективов отказался от проекта и гонорара в сто двадцать пять тысяч долларов и написал оригинальный текст, за который получил лишь двадцать пять тысяч.

Изначально Таун задумал трилогию, исследующую разрушительное воздействие добычи природных ресурсов Лос-Анджелеса на развитие города. Вторая постановка в линейке вышла лишь в 1990 году – постановщиком «Двух Джейков» стал сам Николсон, – а третья так и не была снята.

За основу сюжета сценарист взял подлинную историю коррупционного скандала в департаменте по водоснабжению Лос-Анджелеса. Инженер этой организации Уильям Малхолланд, автор знаменитого 375-километрового Лос-акведука стал прототипом одного из героев, а основным протагонистом драматург сделал детектива Джейка Гиттеса, занимающегося бракоразводными процессами. Образ частного сыщика создавался с расчётом на то, что его сыграет Джек Николсон, с которым Таун состоял в давних дружеских отношениях.

Изначально пост режиссера должен был занять Питер Богданович, но автор «Последнего киносеанса» отказался. Тогда Эванс обратился к Роману Полански. Мужчины познакомились в процессе работы над «Ребёнком Розмари». Также за назначение создателя «Бала вампиров» и «Макбета» ратовал Николсон – актёр был поклонником таланта польско-французского постановщика. Но Полански в то время жил в Риме и не собирался возвращаться в США – он всё ещё находился в депрессии после жестокой расправы последователей культа Чарльза Мэнсона над его беременной женой Шэрон Тейт.

В конце концов уговоры Эванса возымели нужный эффект, и режиссёр согласился. Ознакомившись со сценарием, кинематографист совместно с Тауном его переработал. Действие было перенесено в 1930-е, хэппи-энд заменили на более реалистичный финал, а на ключевую женскую роль была приглашена Фэй Данауэй, об отвратительном характере которой в Голливуде ходили легенды. Впоследствии Полански не раз пожалел о своём решении – регулярные ссоры с актрисой выводили его из себя заставляли думать о поиске замены для Данауэй.

Возникли трудности и с выбором оператора. Первым кандидатом на эту роль был Уильям А. Фрейкер, снявший для Полански «Ребёнка Розмари». Но продюсеры хотели, чтобы над «Китайским кварталом» поработал Стенли Кортес («Великолепие Амберсонов», «Ночь охотника»). Тот уже приступил к исполнению своих обязанностей, как случилась очередная перестановка – по инициативе режиссёра Кортес был заменён на Джона А. Алонсо («Леди поет блюз», «Лицо со шрамом»).
Первоначально написать саундтрек должен был Филипп Лабро, но его версия не устроила продюсеров, и они были вынуждены срочно обратиться к услугам другого специалиста. Композитор Джерри Голдсмит («Омен», «Основной инстинкт», «Мумия») закончил партитуру всего за десять дней. Она вышла весьма разнообразной: получилась, одновременно, романтическая, мягкая, джазовая и быстрая, резкая, увенчанная визжащими трубами музыка.

На съемочной площадке фильма «Китайский квартал» (1974)
Джейк Гиттес с фирменной дьявольской улыбкой Джека Николсона и femme fatale Эвелин Малрэй в исполнении Данауэй стали одной из причин громогласного успеха кинопостановки. Полански мастерски соединил написанный в мрачных тонах детектив с любовной историей. И пусть романтика в постановке выражена предельно лаконично и по большей части не выдвигается на передний план, это не помешало экспертам назвать Николсона и Данауэй одной из самых красивых и страстных пар в истории кино.

Небольшую, но важную роль в «Китайском квартале» получил Джон Хьюстон. Заслуженный режиссёр («Сокровища Сьерра Мадре», «Честь семьи Прицци»), актёр («Кардинал», «Ветер и лев») и сценарист («Бог знает, мистер Аллисон», «Человек, который хотел быть королём») создал на экране яркий образ закоренелого гедониста без моральных устоев.

Персонаж Николсона был среднестатистическим, в меру предприимчивым, находчивым и удачливым человеком. Детектив во что бы то ни стало хотел докопаться до истины, играл роль «хорошего полицейского», но отнюдь не являлся ангелом во плоти. В сравнении с поступками сильных мира сего его потуги почти всегда были тщетны. Он ошибался и шёл по ложному следу. Порой проявлял агрессию там, где это не нужно, и становился мягкотелым в самых неподходящих для этого моментах. Именно поэтому зрителю стало легко ассоциировать себя с Гитессом.

Ещё одним важным героем постановки стал Лос-Анджелес. Сказочные, заполненные солнечным светом апельсиновые рощи и богатые особняки, в которых проводились светские рауты и совершались ежедневные таинства любви, скрывали внутри себя страшные тайны. За красивым фасадом прятались уродливые помыслы, за внешней благополучностью – неустроенность быта.

Отточенные диалоги, в которых нашлось место и философским изысканиям о человеческой сущности, и тонкому юмору провоцируют зрителя на размышления и задают темп постановке. А пресловутый китайский квартал в контексте повествования имеет метафорическое значение. Он олицетворяет собой смерть, аморальность и двуличность человека. Оказаться там – обречь себя на неприятность. Никто не хочет очутиться в этом месте, но почти каждый хотя бы однажды ступает на брусчатку пыльных улиц китайского квартала.

Идеально разыгранные мизансцены, впечатляющая работа Джона А. Алонсо, художников-постановщиков (скучная бюрократическая среда показана в фильме богато и пышно) наилучшим образом суммируют старания создателей ленты.

Полотно стало образцом идеального чёрного детектива и совершило путешествие в прошлое, препарировав и по-новому взглянув на классическую киноформу. Дело было и в технических особенностях (использование темно-желтой палитры, эффекта сепии, технологии «Техниколор», старомодных титров), и в режиссёрском взгляде. Полански обратился к классическим криминальным драмам 40-50-х годов.

Место опасных преступников заняли у него бюрократы, а почти всесильных положительных героев – неоднозначный, часто ошибающийся и потерявший свой путь Джейк Гиттес. Сгустив краски, постановщик рассказал мрачную криминальную историю, которая оставила пугающе-депрессивное послевкусие. Картина о коррупции в водном департаменте Лос-Анджелеса – это увлекательный детектив, одиссея в прошлое и печальный рассказ о враждебной действительности, пытаться противостоять которой в одиночку бесполезно.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda