КИРИЛЛ СЕРЕБРЯКОВ | 26 ДЕКАБРЯ 2019

РОЖДЕСТВО ЧАРЛИ БРАУНА:
В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Ностальгия по рождественской истине и социально-политический подтекст в очаровательном мультфильме из 1960-х

РОЖДЕСТВО ЧАРЛИ БРАУНА: В ПОИСКАХ СМЫСЛА

КИРИЛЛ СЕРЕБРЯКОВ | 26.12.2019
Ностальгия по рождественской истине и социально-политический подтекст в очаровательном мультфильме из 1960-х
РОЖДЕСТВО ЧАРЛИ БРАУНА: В ПОИСКАХ СМЫСЛА
КИРИЛЛ СЕРЕБРЯКОВ | 26.12.2019
Ностальгия по рождественской истине и социально-политический подтекст в очаровательном мультфильме из 1960-х
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Билл Мелендес
Страна: США
Год: 1965


В начале было дерево. Маленькое, невзрачное дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. В канун Рождества крупные снежинки скрывали его от посторонних глаз под белоснежным покровом, а ветер сдувал последние листья с тонких погнувшихся веток. Юный мальчик Чарли Браун всегда был самым неудачливым из всех Чарли Браунов в мире. Уставший от повсеместной коммерциализации священного праздника, он бесцельно бродит по городу под джазовый аккомпанемент и размышляет о сути Рождества. Его подруга Люси предлагает ему психиатрическую помощь в обмен на пятицентовую монету, но что-то глубоко внутри всё равно гложет Чарли Брауна. Детская грусть или взрослая меланхолия? Нет, просто всё утратило истинный смысл и древний христианский обычай обернулся глупым маскарадом. Единственный выход - поставить рождественскую пьесу, где не будет никакой коммерции. И маленькое деревце там обязательно сыграет свою главную роль.
Истинный смысл Рождества – это фраза, которая появляется в середине 19 века в ответ на возросшую популярность образа Санта Клауса. Бородатый старик в красном костюме на символическом и общественно-идеологическом уровне постепенно стал вытеснять фигуру Христа и традиции празднования его рождения. Концепцию поиска и утверждения этого смысла можно найти в английской литературе – например, в «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, где пожилой скряга по имени Скрудж постигает истинное значение Рождества посредством общения с духами. Наряду с литературным жанром, проблема секуляризации и коммерциализации священного празднества находит воплощение в короткометражном мультфильме Билла Мелендеса «Рождество Чарли Брауна».

Любимые детские герои популярной серии комиксов «Peanuts» заговорили на взрослые темы с телевизионных экранов Америки в 1965 году. «Мне кажется, со мной что-то не так, Линус. Приближается Рождество, а я не рад», - разочарованно выдаёт малыш Чарли. Томные и меланхоличные джазовые композиции Винса Гуральди звучат на фоне детских и слегка охрипших голосов. Нарисованные снежинки медленно падают на землю, устилая крыши домов, всюду горят разноцветные гирлянды - но всё это выглядит как-то фальшиво. Даже собака Чарли и его маленькая сестрёнка коммерциализировались – их интересуют лишь деньги, деньги, деньги. У Люси проблемы посерьёзней: ей дарят ненужные вещи, игрушки и велосипеды, а она тем временем мечтает о недвижимости. «Какой кошмар!», - вновь и вновь повторяют герои. Где же им найти спасение от всепоглощающей праздничной тоски?
Что ж, Рождество – это время чудес, и лучшим лекарством от печали несомненно будет творческий акт. Психиатр Люси выписывает Чарли Брауну рецепт хорошего успокоительного - стать главным режиссёром в постановке школьной рождественской пьесы. Дело остаётся за малым: распределить роли, отрепетировать движения, правильно выстроить свет. Но всё равно чего-то не хватает - ускользающий третий смысл как punctum фотографического образа цепляет воображение Чарли, отчаянно пытающегося отыскать референт Рождеству. И он находит его на площади, освещённой лучами прожекторов, среди высоченных алюминиевых ёлок, украшенных разноцветной мишурой - то самое деревце с опавшими листиками, которое станет идеальным воплощением смысла, новозаветным символом священного Рождества Христова. Сверкнет яркая звезда на небе, и дети увидят в этом изогнутом карлике прекрасную рождественскую ёлку. Они украсят её бусами, встанут в хоровод. И весело-весело запоют ангельские песни в унисон печальной музыке.

В фильмографии Андрея Тарковского с образа дерева начиналось «Иваново детство», и заканчивалось «Жертвоприношение». Герои Бергмана пытались сломить древесные стволы, но Чарли Браун подарил этому растению новую мультипликационную жизнь. Малыш с охотничьей кепкой на голове выступает против коммерциализации праздника, меркантилизма западного общества и крупных экономических афер, проворачиваемых восточным консорциумом. По-детски наивные фразы героев обращены напрямую к детской аудитории, но как любая форма хорошей анимации, будь то «Губка Боб» или «Южный Парк», мультфильм «Рождество Чарли Брауна» затрагивает серьёзные проблемы идеологического и общественно-политического характера. Элементы слэпстика и легкой иронии не позволяют авторской мысли свернуть в едкую критику моделей западного религиозного мировоззрения, и поэтому мультик, несмотря ни на что, остается милым рождественским мультиком.
Утраченный смысл, который так отчаянно искал Чарли, всё это время лежал под ёлкой. Он думал, что проблема кроется где-то глубоко внутри, но как иначе маленький ребёнок может интерпретировать религиозный и культурно-исторический контекст празднования Рождества? Эта грусть съедала его душу, пока со сцены не прозвучала речь Лайнуса, цитирующего отрывок из Евангелия от Луки. Чарли взял деревце и вынес его на улицу, чтобы под звёздным небом ещё раз почувствовать это божественное откровение. Выходит, что Господь подарил людям благоволение, а Санта дарит детишкам лишь материальный хлам. «Чарли Браун – болван», в конце этой пьесы скажут хором ребята, - «но он достал самую прекрасную ёлку». Вот такая вот рождественская сказка об истинном смысле и подлинной вере. Merry Christmas, Чарли Браун! Ты смог добраться до самой сути.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda