ЭДУАРД ТЯН | 9 МАРТА 2024

ШАНТАЛЬ АКЕРМАН: ВСЕ О СВОЕЙ МАТЕРИ

Творческий путь, проложенный сквозь континенты

ШАНТАЛЬ АКЕРМАН: ВСЕ О СВОЕЙ МАТЕРИ

ЭДУАРД ТЯН | 09.03.2024
Творческий путь, проложенный сквозь континенты
ШАНТАЛЬ АКЕРМАН: ВСЕ О СВОЕЙ МАТЕРИ
ЭДУАРД ТЯН | 09.03.2024
Творческий путь, проложенный сквозь континенты
НАШИ СОЦСЕТИ
Шанталь Акерман. Фонетика этого имени обрела новую интонацию не так давно, когда «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» возглавила список лучших фильмов в истории по версии Sight & Sound — старейшего журнала о кино. Трехчасовой драме о домохозяйке-проститутке удалось сместить с вершины величайшие работы Кубрика и Хичкока. Данное решение — не только феномен современности и того мира, в котором мы живем, но и признание уникального видения и особого киноязыка бельгийской кинематографистки. Акерман стала одним из первых режиссеров феминистского кино. Главные герои большинства ее фильмов — женщины, оказывающиеся в не самых простых бытовых ситуациях. Женщину может понять только женщина, а Шанталь своими фильмами позволяет понять ее каждому.

ДЕБЮТ

Свой первый фильм она сняла в 1968 году. Ей было всего 18 лет. «Взорвись, мой город» — 13-минутный клочок жизни запертой в комнате девушки, запечатанной в четырех стенах. Уже здесь мы видим те знаки и символы, которые Шанталь оставит и усовершенствует в своем magnum opus. Кухня, натертые до блеска ботинки и женщина на той неосязаемой тонкой грани, настолько близкой к невидимой бездне, что не до конца понятно, кто же в итоге взорвется — город или она сама? Акерман не скрывает ответа на этот вопрос. Изначально фильм должен был называться «Взорвись, моя жизнь». Знай об этом факте — и все сразу становится очевидно.
«Взорвись мой город» (1968)

ТАКОЙ РАЗНЫЙ НЬЮ-ЙОРК

Шанталь рассуждает о себе как о кочевнике. Она никогда не могла осесть в одном городе или в одной стране на долгое время, постоянно путешествуя между родным Брюсселем, Парижем и Нью-Йорком. Именно американский мегаполис сделал Акерман-режиссера, хотя сама она признается, что к решению связать жизнь с кино ее подтолкнул увиденный ею фильм Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро». Бросив киношколу и отправившись на оставшиеся деньги в Нью-Йорк, Шанталь знакомится с авангардным искусством и экспериментальным кино, вливаясь в общество Майкла Сноу и Йонаса Мекаса. К слову, именно от литовского поэта и родоначальника жанра кинодневников Мекаса юная Акерман получила похвалу касательно своего экспериментального дебюта. Нью-йоркский андеграунд еще не раз сыграет в ее жизни и творчестве определяющую роль.

Однако не стоит сводить значимость Нью-Йорка до роли одного только культурного центра, для Шанталь этот город — особое пространство. В своих документальных картинах «Отель Монтерей» и «Новости из дома» она изучает его ландшафт, обнажает и демонстрирует кипящую в нем энергию. Глаз камеры Акерман всегда объективен, подобен взгляду иностранца, лишенному дефектов и аберраций памяти. Нью-Йорк Акерман — то удивительное место, которому позавидовали бы кинематографисты, чьи имена стали синонимами этого города — Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Вуди Аллен [1].

Я всегда говорю, что хороший художественный фильм содержит в себе что-то документальное. И наоборот.

«Отель Монтерей» (1973) — ее первый полнометражный фильм. Документальный, лишенный звука, но не цвета. Он был снят на деньги, которые Шанталь заработала кассиром в порнокинотеатре. Все его действие — череда длинных и статичных кадров, формирующих настоящее путешествие по «живому телу» дешевого отеля, расположенного на западе 94-й улицы Манхэттена. Немая звуковая дорожка, в которой все аудиальное наполнение задается автомобильным гулом или тихими звуками за твоим окном. Мы никогда не узнаем, о чем на самом деле разговаривают случайно попавшие в кадр люди, никогда не услышим их голосов. Наверное, потому что будь мы в «Монтерее» в это время, они никогда не попали бы в наше поле зрения и навсегда затерялись в этом постоянном шуме.

Но люди здесь выступают лишь фоновой деталью. Мы наблюдаем не за их жизнью в отеле, а за жизнью отеля, в котором периодически мелькают человеческие лица. Задвигающиеся двери лифта, одни и те же коридоры и пустые номера. Только в конце естественный свет, исходящий из внешнего мира и проникающий через окна, начинает освещать это замкнутое и обособленное место.

И в этот момент я поняла, что моя мама находится в самом сердце моей работы.

Появление звука в кинематографе Шанталь дарует ей собственный голос. Безжизненный портрет города обретет свой лик в «Новостях из дома» (1976), смешиваясь с закадровым голосом Акерман, зачитывающим письма родной матери. Сама она признается, что идея снять этот фильм пришла к ней в момент перелета из Брюсселя в Нью-Йорк (для работы над монтажом «Отеля Монтерей» она решила вернуться на родину). Наблюдая за громадными городскими объектами, ей вдруг захотелось добавить в Нью-Йорк личную историю, добавив в повседневный шум голос и строчки своей матери. Как будто что-то очень маленькое растворяется в чем-то очень большом. Идеальный синтез. В этот момент Шанталь поняла, что мама находится в самом сердце ее работы. Все о своей матери.

Но, говоря о «Новостях из дома», не стоит недооценивать и документальные способности Шанталь. Насколько пустым и тихим ей удалось показать нью-йоркский отель, настолько громким, неумолкающим и находящимся в постоянном движении показан сам город. Кажется, что только в «Монтерее» можно спрятаться от этого шума, только он может стать анклавом, небольшим кусочком материи, где все по-другому. В отеле — все четко и выделено. Нью-Йорк — размазанный и кричащий. Какофония звуков, затерявшиеся в потоке и интерьерах лица. Это все о нем. Это все — Нью-Йорк.

ГОЛОС СВОБОДЫ

От многих авангардных режиссеров семидесятых Акерман отличается свободой в изображении любых отношений — нетрадиционных или не построенных на продолжительных связях. Подобная раскованность привлекала многие фестивали, специализирующиеся на фильмах для меньшинств. Акерман деликатно отказывала — для нее в кино не существует надуманных разграничений. Эхо 1968 года, последствиями которого стала сексуальная революция, самой Шанталь воспринимается противоречиво: несмотря на полученную свободу, ее не покидало ощущение, что нарушилось что-то фундаментальное.

Любимый мною Хичкок снимает фильм, чтобы вы прочувствовали то или это. И так поступают все американские режиссеры. Они не позволяют зрителю быть свободным для фильма. Так поступают все хорошие режиссеры, я делаю все наоборот.

«Я, ты, он, она» (1974) — черно-белая картина о женщине, запертой в клетке, главную роль в которой сыграла сама Акерман. Попытки найти, понять и принять себя демонстрируются здесь разными способами: создание комфортной обстановки в доме, сумасбродное путешествие, в котором найдется место ничего не значащей половой связи с дальнобойщиком, и возвращение к своей бывшей любовнице хотя бы на одну ночь. Их продолжительная сцена однополого секса — первая подобная сцена в истории кино. Идейно продолжая свой короткометражный дебют, «Я, ты, он, она» наполнен неуверенностью, страхом, желанием разорвать эту цепь вечно повторяющихся одинаковых дней и отправиться в путь, не имеющий направления и конца.

За производством этой картины стоит забавная история. Сценарий к фильму Шанталь написала в Париже в возрасте 18 лет и изначально хотела снимать его на 16-мм пленку. Отправившись за ней в лабораторию Auditel, она обнаружила большие пыльные коробки, в которых хранилось 300 метров черно-белой 35-мм. Именно на нее, украденную и просроченную, и был снят «Я, ты, он, она».
«Я, ты, он, она» (1974)

БРЮССЕЛЬ. ДОМ. МАМА.

Выбор места действия в ее фильмах не случаен. Если герои покидают замкнутое пространство своих бетонных блоков, то выбор окружающего места во всей истории будет иметь определяющее значение. Вышедший в 1982 году фильм «Всю ночь», как и большинство картин Акерман, не содержит ярко выраженного сюжета: череда случайных встреч, знакомств и расставаний, в которых герои лишь на пару сцен заглядывают в экран, а после уходят в свободное плавание жизни. Шанталь признавалась, что подобную историю она могла снять только в Брюсселе.

Часто, выходя с сеанса хорошего фильма, люди говорят, что время пролетело незаметно. А я хочу, чтобы люди чувствовали, что какое-то время прошло. Я не краду два часа их жизни — они переживают эти два часа. А когда они не чувствуют, что время прошло, два часа их жизни как будто украли.

На неразрывную сопричастность города и фильма указывает и название ее главной картины — «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (1975) — напоминает строчку из прописки или паспорта, акцентирует внимание на конкретном месте, улице и даже почтовом коде. Главная героиня фильма — домохозяйка, в одиночку воспитывающая сына и подрабатывающая проституткой на дому. Фильм состоит из трех дней ее жизни, которые поначалу могут показаться обыденными, а их отображение — медленным и утомительным. Сплошная рутина из приготовления еды, мытья посуды и утренних визитов в кафе и на почту. Вся жизнь Жанны спланирована идеальным распорядком, каждое действие доведено до автоматизма.

В определенный момент, на третий день, ощущается, как что-то в этой женщине надломилось, и это что-то выходит за рамки рутины и несет в себе экзистенциальный характер, хотя проявляется все в тех же бытовых ситуациях. Но картофель теперь чистится небрежно и вечно выпадает из рук, излюбленное место в кафе занимает другой человек, а магазин, который Жанна постоянно посещала, закрыт на перерыв.

Фильм подобен натянутой струне и до определенного момента лишен драматургических надрывов. Этот момент — ключевой в картине — знаменует резкий эмоциональный взрыв. Он не показан явно, но зритель всегда его чувствует. В своем эссе «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер» известный кинокритик, сценарист и режиссер Пол Шредер окрестил такое событие «стазисом». Стазис ломает реальность и оставляет нас наедине с тем, что от нее осталось. В финале «Жанны Дильман» Шанталь дает зрителю пятиминутную статичную сцену. Все, что требуется от него — осмыслить и вглядеться.

Все это было бы невозможно без прекрасной актерской работы в исполнении Дельфин Сейриг и мастерской режиссерской работы Акерман. Чтобы показать машинальность и автоматизм главной героини, многие сцены снимались с секундомером, а все движения в кадре должны были быть идеально отмерены. Шанталь не позволяет своим актерам импровизировать, но, несмотря на такой скрупулезный подход к исполнению, Сейриг не просто играет какого-то персонажа — она живет Жанной Дильман.

Диалоги в фильме — вещь не самая частая. За «Жанну Дильман» говорит ее киноязык. Построенный на общих планах с минимальным использованием монтажа, фильм дает редкую возможность почувствовать течение времени, пережить его самому. Монтажные ударения, как и крупные планы, отсутствуют, а значимые детали не бросаются в глаза. Все это дарует зрителю возможность не только наблюдать за происходящим, но и исследовать его.

«Жанна Дильман» — идеальное кино по Андре Базену. Основная концепция его «Онтологии фотографического образа» заключается в том, что снимок или запечатленный на кинопленку процесс тем и ценен, что он предельно реалистичен и по сути вбирает в себя все из реальности, обретая свою форму в ином предмете. Кино наследует традицию фотографии, но добавляет в это уравнение еще один элемент — время.

Не знаю, насколько благородным с моей стороны было создание такого фильма, как «Жанна Дильман», ведь мама узнавала в героине себя. Как и мои тетушки, и многие женщины того поколения, женщины с подобным прошлым. То был мир ограниченный, мир постоянного повторения.

«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)
В фильмографии Акерман есть два не самых заметных фильма, которые, несмотря на это, перекликаются с «Жанной Дильман». Первый — восьмиминутный «Портрет ленивой женщины», повествующий о режиссере, пытающемся побороть свою лень. Второй — 60-минутный телевизионный «Портрет девушки в конце 60-х в Брюсселе» о гуляющей по улицам Брюсселя девушке, которую мучают вопросы о своем месте в этом мире. Жанна Дильман — такой же воссозданный образ, в котором, подобно зеркалу, миллионы женщин могли увидеть свое отражение. И, возможно, выйди этот фильм чуть позже, в его названии тоже не обошлось бы без слова «портрет».

Это она, Шанталь. Было такое ощущение, что это ее слова, что это она говорит. Тут было мало режиссуры. Но она знала, чего от вас хочет, и это больше, чем режиссура.

В вышедшем в 1978 году фильме «Свидание с Анной» Акерман смещает фокус с любимой матери на комплексную рефлексию профессии режиссера, однако место для самого главного человека в ее жизни остается и тут. Шанталь успешно развенчивает миф о «сладкой жизни» кинематографиста: домашнюю рутину Жанны Дильман сменяют постоянные пресс-туры, а местом заточения теперь служит не кухня, а очередная гостиница. Родной дом становится все дальше, и только случайные знакомства и безрассудные сиюминутные решения изредка помогают вырваться из этого надоедливого потока. Любовные отношения не продлятся долго, их срок годности — всего одна ночь. Эту же ночь она сможет провести и с родной мамой. Анна не встретится с отцом — вместе с матерью она переночует в гостинице. С виду такой же, как и предыдущие. Но отчего-то так сильно напоминающей родной дом.
Долгое время Шанталь страдала от депрессии и в конечном итоге ушла из жизни вскоре после смерти матери. Ей не удалось сохранить веру в жизнь, но она смогла мумифицировать ее в своем кино. Чтобы найти их семейное фото не нужно перебирать архивы, ведь оно, как бы это банально не звучало, на самом видном месте — в ее фильмографии.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Все цитаты в данном материале были взяты из документального фильма I Don't Belong Anywhere: The Cinema of Chantal Akerman (2015), реж. Марианна Ламбер
Made on
Tilda