АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ
26 НОЯБРЯ 2019

ОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ НОЧЬЮ:
СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ

Кинематографический магический реализм в приложении к изображению метаморфоз семейной жизни, столкновению с прошлым и попыткам вернуться в состояние счастья
Режиссер: Кристоф Оноре
Страна: Франция, Бельгия, Люксембург
Год: 2019

«Одной волшебной ночью» – новый фильм французского режиссера Кристофа Оноре с Кьярой Мастроянни в главной роли, труд которой был отмечен в конкурсе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.
Мария – парижанка, ведущая активную половую жизнь за спиной у мужа. После того, как он узнает об изменах жены, героиня сбегает в отель напротив квартиры и поселяется в комнате 212, где вспоминает свои первые свидания с тогда еще молодым супругом.

Цифра 212 отсылает зрителя к статье Гражданского кодекса Франции, которая устанавливает, что супруги обязаны уважать друг друга, хранить верность, оказывать помощь и поддержку.

Традиционно Кристоф Оноре меланхолично размышляет о превратностях любви во всех ее проявлениях – гомосексуальных отношениях, инцестуальных связях или полигамии – и воспевает невыносимую легкость плотского бытия. Еще со времен «Всех песен только о любви» тело для режиссера представляет собой нечто совершенное, то, чего не надо стыдиться. Так, с первых кадров «Одной волшебной ночи» героиня Кьяры Мастроянни, а по совместительству альтер-эго режиссера, открыто демонстрирует свою обнаженную фигуру, как бы намекая, что возраст ни сексу (читай-счастью), ни себялюбованию не помеха.
В ответ на приписку о супружеской верности из Гражданского кодекса, Оноре с долей грустной иронии очерчивает правила современного мира: женщины настаивают на условиях существования наравне с мужчинами, а измены представляют собой нормальное явление, затрагивающее жизни нынешних супругов, с течением времени в большей степени уже, конечно, друзей, а не любовников.

Однако Марию все-таки жалко. Пересекая улицу в надежде наедине проанализировать свою жизнь и принять важное решение, героиня в итоге оказывается окруженной толпой людей из прошлого, все как один твердящих, что страдали от нее, ее свободы и желаний. А сейчас страдает она. Ричард превратился в обрюзгшего бесхарактерного мужлана, мечтающего о потомстве, а молодые годы канули в лету. Как и Мария, Оноре уверен, что юность – то самое пространство, в котором живет настоящее счастье. Оттого его фильмы всегда вращаются вокруг молодости и эротизма, однако наступает момент, когда надо идти дальше, но как – ответ на этот вопрос герои находят в разговоре о том, о чем молчали так долго.
Кристоф Оноре не единожды говорил, что любит проецировать реальность на воображаемый мир. В данной работе режиссера героиня Мария как бы находится внутри воспоминаний (фантазий) и в то же время действует наяву: прямо перед её глазами облекается в телесную форму ее когда-то молодой 20-тилений муж и женщина, которая соперничала за его сердце. Полные подчеркнуто насыщенных цветов кадры, невесомая, будто парящая в воздухе камера, крупные планы главных героев, возвышающиеся над игрушечной улочкой Парижа, камерность происходящего на экране – все это напоминает магический реализм. «Нормальность» и узнаваемость временных и пространственных координат сдвигаются, изменяются едва заметно, открывая внимательному взору магическое наполнение мира вокруг. Волшебство, как известно, живет по своим законам – и мы с готовностью принимаем тот факт, что героиня с легкостью вступает в беседу с прошлым, взламывая временной барьер.

Вдохновил режиссера на создание этой картины фильм «Ужасная правда» Лео МакКери о взаимоотношениях супругов после развода. Задорная атмосфера американского ромкома перекочевала и в работу Оноре, где за счет колких, выдержанных в ироничном ключе диалогов движется сюжетная канва. Доля циничности, меланхоличности и сентиментального плача по давно ушедшему навевает мысли об известном манхэттенском бродяге, попавшем в немилость, но все же продолжающем исследовать сложную природу романтических взаимоотношений.
В попытке найти выход режиссер в финале оставляет зрителю надежду, верить в силу которой можно с трудом. Однако такова воля автора. И таковы сцены из супружеской жизни в исполнении Кристофа Оноре.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda