олег прекраснов | 27 ЯНВАРЯ 2020

ЖАН-ПЬЕР ЖЁНЕ И МАРК КАРО: БУЙСТВО СТИЛЯ

Жуткие образы, ирреальность фильмического мира и сказочность историй культового французского дуэта
ЖАН-ПЬЕР ЖЁНЕ И МАРК КАРО:
БУЙСТВО СТИЛЯ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 27.01.2020
Жуткие образы, ирреальность фильмического мира и сказочность историй культового французского дуэта
ЖАН-ПЬЕР ЖЁНЕ И МАРК КАРО:
БУЙСТВО СТИЛЯ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 27.01.2020
Жуткие образы, ирреальность фильмического мира и сказочность историй культового французского дуэта
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
После выхода в прокат в 1991 году культовой картины «Деликатесы», о французских кинорежиссёрах Жане-Пьере Жёне и Марке Каро заговорил весь мир. Мрачный видеоряд, нестандартные художественные решения вкупе с чёрным юмором проявились ещё в их первом короткометражном фильме «Бункер последнего выстрела», который был снят в 1981 году — за 10 лет до дебютного полного метра. Тревожная, недружелюбная атмосфера «Бункера…», основное действие которого разворачивается в футуристической лаборатории, выделялась на фоне работ современников и напоминала, скорее, фильмы Дэвида Линча. Позже постановщики в дуэте сняли несколько лент с узнаваемым трагикомическим почерком, детская наивность и сказочная составляющая сюжетов которых сочетались с жестокостью на экране и жуткими персонажами в кадре.
Жан-Пьер Жёне
Вступительные титры «Деликатесов» и «Города потерянных детей», второго полного метра Жёне-Каро, указывают на распределение творческих обязанностей постановщиков: Жёне занимался «mise en scene», то есть постановкой мизансцен, на Каро же лежала «direction artistique» — художественная работа. Оба режиссёра пришли в мир кинематографа из анимации; Каро, также, занимался созданием комиксов. Накопленный опыт привел художников к уникальному творческому видению, которое заключалось в гротескных вычурных образах, пришедших словно из детских кошмаров, а также активному использованию компьютерной графики. Известно, что Жёне привносил в картины юмор и лёгкость, «мультяшность», Каро же разбавлял их мрачными дизайнерскими фантасмагорическими образами и деталями.

Местом действия в «Деликатесах» является многоквартирный дом в пост-апокалиптическом пространстве, напоминающий питерские коммуналки. Хозяин дома — владелец мясной лавки — убивает людей и кормит их мясом жильцов; дети курят и воруют; женщина пытается убить себя, но успеха не достигает: мир картины предстаёт микрокосмом человеческих пороков и социальных неравенств. Тем страннее выглядит главный герой в исполнении Доминика Пинона — цирковой артист, ищущий работу и место жительства. Многие сцены в лентах Жёне и Каро театрализованы, и персонажи утрированы для создания комичного эффекта — актёры нарочито кривляются, манерно двигаются и намеренно переигрывают в общении друг с другом.
«Деликатесы», 1990
«Я просто снимаю кино так, как умею. При этом я смотрю много работ других режиссеров, и мне всегда импонируют те из них, чей стиль узнаваем сразу».
Жан-Пьер Жёне
Страсть режиссеров к «балаганному» прошлому проявляется и в «Городе потерянных детей»: главный герой в исполнении Рона Перлмана предстаёт здесь в образе силача Уана. По сюжету его маленького брата похищает безумный (и жуткий) учёный Кранк, который при помощи специального механизма смотрит детские сны и превращает их в свои. Гипертрофированные образы персонажей чем-то схожи с героями немых кинолент Тода Браунинга с Лоном Чейни в главных ролях. Доминик Пинон, исполнивший во втором полном метре постановщиков роль шести братьев-близнецов, идеально вписывается в кинематографическое пространство Каро-Жёне с чудаковатой внешностью, театральной пластикой и артистизмом. Если «Деликатесы» по жанровой классификации являются чёрной комедией, разворачивающейся в декорациях пост-апокалипсиса, то «Город…» однозначно отнести к одному из формальных направлений трудно: в мире условного стимпанка главный герой ленты отправляется в приключение по абсурдному сомнамбулическому пространству.

Вторая полнометражная работа Жёне-Каро открывает зрителю двери во вневременную антиутопическую реальность, нарратив которой (и персонажи солдатов-циклопов, ищущих детей, в том числе) отсылает к нацизму. Военные в форме присутствовали и в «Бункере последнего выстрела». К слову, в Париже данная короткометражная работа в течение 7-ми лет демонстрировалась в кинотеатре «Escurial» вместе с первым полнометражным фильмом Дэвида Линча «Голова-ластик». Как ни прискорбно для Линча, многие посетители покупали билет для сеанс фильма Жёне-Каро. Можно усмотреть сходство между пугающими образами французских и американского режиссёров — в них преобладает смесь реального и ирреального, жуткого в терминологии Фрейда. К «Городу потерянных детей» инструментальный саундтрек написал Анджело Бадаламенти — автор музыки к лентам Дэвида, в частности, к культовому «Твин Пиксу» и не менее культовым «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв».
«Город потерянных детей», 1995
«Возможно сделать любой фильм. Если только ты не на лодке, тонущей среди моря. Тогда будет труднее».
Жан-Пьер Жёне
В творчестве французских художников низменное и возвышенное соединились в трагикомическую смесь. После «Города потерянных детей» Жёне отправился в Голливуд и в одиночку поставил «Чужой: Воскрешение» — самую спорную часть цикла, раскадровками для которой занимался Каро. Добавленные в повествование юмор, карикатура и ирония над серией пришлись зрителю, ожидавшему чего-то более серьезного и мрачного, не по вкусу. В дальнейшем пути творцов разошлись — Жёне взорвал медийное пространство романтичной «Амели», Каро же ушёл в тень и самостоятельный полный метр «Данте 01», который отличался мрачным футуристическим визуальным стилем, выпустил аж в 2008-м году. Совместные ленты режиссеров по-прежнему поражают зрителя и погружают его в странные, сюрреалистичные миры на стыке реальности и вымысла, фантастики и фэнтези.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda