В своих мемуарах Фрэнк Капра утверждал, что «Эта замечательная жизнь» по задумке, де-юре, не являлась рождественской сказкой, и фильм стал таковым, что называется, впоследствии. Праздник в «Жизнь» принесло не желание режиссера расшатать бокс-офис перед Сочельником, а требования периферийной эпохи — эйфория, охватившая всех после окончания войны, захимичила с шаткой и циничной реальностью, которая уже нашла свое отражение в первых произведениях в жанре нуар. Вместе с осадком из реакции вышли и противоречия времени, в котором выпало жить двум ветеранам: Фрэнку Капре и Джеймсу Стюарту. На первого нацепили мундир, но винтовки не вручили, выдав на руки кинокамеру — по заказу Министерства обороны США режиссер снимал документальные «агитки» (самые знаменитые из них вошли в киноальманах «Почему мы сражаемся»). Второй же бился на передовой, рассекая небо над Бельгией, Францией и Германией в кабине бомбардировщика. Оба вернулись в стан «гражданских» с полковничьими погонами, оба приехали в парадной форме, тяжелой от медалей, и обоих сильно тянуло на съемочную площадку, дабы продолжать снимать кино. Такое, которого просит зритель, еще не забывший о повальной безработице 1930-х и до конца не оправившийся от ранений, полученных на фронте — светлых сюжетов о борьбе наивного добра и напыщенного, но уязвимого зла. В те годы незачем было обременять публику поисками «плохих» и «хороших», и если от Великой депрессии простых американцев спасали ковбои, певцы мюзик-холла и одномерные, но симпатичные мелодраматические типажи, то после Второй мировой эстафету экранных благодетелей перехватили ангелы без крыльев и предприниматели-неудачники, чья воля к жизни на порядок слабее стремления помогать ближнему своему, даже себе во вред.
Фрэнк Капра — сицилиец, эмигрант, католик до мозга костей, который верит в концепцию мира не без добрых людей, пускай мир этот и заперт внутри черно-белой иллюзии. Чудаковатое, возвышенно-обыденное место, где злыдень — карикатура, а таких вещей, как здоровый прагматизм и умеренная жадность, вовсе не существует. Человек здесь либо безмерно щедр, либо бесконечно алчен. В этом мире молитвы работают как письменные жалобы, поступающие в приемную властей, и чем больше их скопилось, тем оперативнее небесная канцелярия отреагирует на поток прошений и выпишет ангелу-хранителю «свободной смены» командировку на планету смертных. И если «райский телефон» заспамили просьбами помочь какому-то там ноунейму Джорджу Бейли, то это значит, что в вымышленном городе Бедфорд Фоллс, где тот обитает, возник бардак, а любой бардак необходимо в срочном порядке пресекать — божественным сущностям, как и клеркам с Земли, не особо хочется портить отчетность в преддверии Нового года.