ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 21 НОЯБРЯ 2020

КАПЕРНАУМ: ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ

Документальная стилистика Надин Лабаки в истории о ребенке, существующем как взрослый, который стремится стать ребенком

КАПЕРНАУМ: ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ

ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 21.11.2020
Документальная стилистика Надин Лабаки в истории о ребенке, существующем как взрослый, который стремится стать ребенком
КАПЕРНАУМ: ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ
ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 21.11.2020
Документальная стилистика Надин Лабаки в истории о ребенке, существующем как взрослый, который стремится стать ребенком
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Надин Лабаки
Страна: Ливан, США, Франция, Кипр, Катар, Великобритания
Год: 2018

«Капернаум» повествует о жизни мальчика Зейна из многодетной и бедной семьи. На протяжении фильма он осмысляет свою незавидную жизнь. Пусть он и ребенок, но ведет себя как взрослый — опекает и защищает сестру, работает, проявляет независимость и готов нести ответственность, в отличии от родителей, представленных в фильме. Это история о том, как ребенок, существующий как взрослый, стремится стать ребенком.
На съемках
У Зейна есть желание учиться, общаться со сверстниками, но вместо этого он таскает тяжелые газовые баллоны, торгует чем попало, обманывает, ворует и пытается выжить. Деньги он тратит на то, чего обычно хотят дети — газировку и чипсы. Знает персонажей комиксов. Ворует скейтборд, который потом применяет практически, сооружая из него коляску. Эти поступки характеризуют героя как человека, лишенного детства, но стремящегося к нему.

В фильме используется съемка с рук, — таким образом зритель оказывается ближе к героям, их нищете и разрухе. В моменты экшена из-за такой съемки камера мечется как бешеная, что вызывает чувство дискомфорта, но погружает зрителя в состояние неконтролируемого метания из стороны в сторону. Из этого и состоит жизнь низшего класса.

Главной темой фильма является не бедность, ужасные условия существования или бесчеловечность, а конфликт ребенка и родителя. У первого не спрашивают, и не могут спросить, хочет ли тот рождаться. За него решают другие. Родители ведут себя как дети, а дети из-за этого вынуждены вести себя как родители. В семье Зейна, дети работают для родителей, а не наоборот. Отец его большую часть времени просто спит.
Во второй трети фильма Зейн начинает жить с нелегалкой Рахиль и ее сыном, — последний только-только начал ходить. И Рахиль внезапно пропадает. В фильме используется полифония, зритель следит и за Рахиль, и за Зейном. Но момент, когда Рахиль задерживают государственные органы опущен, зритель, как и Зейн, в растерянности. Это неудачное решение, при попытке показать одиночество и растерянность Зейна не стоило использовать полифонию вообще или применять до момента задержания. Никак не после. Это дезориентирует. Возможно, фильм стал заложником сам себя — в самом начале нас ждал флэшфорвард.

Еще одной проблемой ленты является вторичность — это далеко не первый, да и не сотый фильм, про безответственных родителей и нищету. Безусловно, он подчеркивает, что проблема существует. Но может ли очередной фильм про низы общества, пусть и хорошо снятый чем-то помочь? Зрители снова утвердительно закивают — ситуация сложная, и ее нужно решать. Однако чем этот фильм отличается от чернухи, где все зиждется на социальном комментарии? Да, «Капернаум» хорошо снят, и актеры-не актеры играют убедительно. Да в общем-то ничем. Здесь запечатлевается образ так нами любимых отчаяния и депрессии. В конце фильма, когда Зейн предает огласке ужасное положение дел, его замечают и он получает то, к чему стремился. Теперь он человек, но человека человеком делает не книжечка с фотографией и печатью. Вспомните, «400 ударов», лицо молодого Жан-Пьера Лео, — на нем растерянность и никакой радости. Наверное, «Капернаум» кричит о проблемах современной общественной жизни. Суть ее: если люди знают о твоем существовании, то ты действительно есть и значим. Так ли это на самом деле?

И куда же без флакона с «запрещенными» приемами, перед которыми рядовой зритель эмоции сдержать не сможет. Несовершеннолетняя девушка, проданная в жены мужчине многим старше нее, забеременевшая и умершая из-за этого; бывшая проститутка-нелегалка с ребенком; сбежавший из дома 12-летний пацан, — все они подвергаются насилию, как физическому, так и психологическому. Не хватает этому отборному коктейлю только насилия над животными.
«Капернаум» — прекрасная картина, которая по части ремесла выполнена на высоком уровне. Ей не мешают спорные моменты с монтажом и пошлые метафоры. Однако экзотичность спешит убедить — все это вы видите в первый раз, хотя на самом деле раз этот далеко не первый.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda