Суровое окружение родного Новомичуринска, бандитские разборки, нищета – в таких условиях прошло детство режиссёра. Это не могло не сказаться на его восприятии, взглядах на жизнь и дальнейшем творчестве. Один из режиссеров, помимо, например, Алексея Германа старшего, который повлиял на Юрия – Андрей Тарковский. Быков, кроме «Сталкера», который выделяется на фоне прочих работ в творчестве Тарковского, ценит и ранние картины кинохудожника, которые прямолинейны и понятны зрителю – «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Прямолинейность – характерна и для работ Быкова: в его творчестве отсутствуют поэтические или притчевые характеристики (последний фильм режиссера «Сторож» не в счёт). Его киноленты – жизненные наблюдения и высказывания относительно социальных проблем. Постановщик и считает себя скорее публицистом, запечатлевающим реальность, нежели режиссером. Влияние на почерк постановщика оказал и Алексей Балабанов, чьи картины (например, «Брат») также заостряли внимание на реальности, историях живых и сложных людей как таковых. Быков, как и в случае с Тарковским, не является почитателем творчества Алексея Октябриновича и отмечает для себя лишь несколько его ключевых работ. Зарубежные режиссёры, оказавшие влияние на творчество Юрия Анатольевича, это Дэвид Финчер и Фрэнсис Форд Коппола – мастера постановки жанровых картин; также не последнюю роль сыграл Михаэль Ханеке – критический взгляд на социум и человека отражён и в творчестве Быкова.