олег прекраснов | 23 ДЕКАБРЯ 2019

ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЮРИЯ БЫКОВА

Реализм, социальное и маскулинное в фильмах мрачного «публициста» от кино, последовательно препарирующего российскую действительность
ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЮРИЯ БЫКОВА
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 23.12.2019
Реализм, социальное и маскулинное в фильмах мрачного «публициста» от кино, последовательно препарирующего российскую действительность
ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЮРИЯ БЫКОВА
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 23.12.2019
Реализм, социальное и маскулинное в фильмах мрачного «публициста» от кино, последовательно препарирующего российскую действительность
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Когда в 2009 году вышла короткометражка «Начальник» и была награждена призом «Кинотавр. Короткий метр» на одноимённом фестивале, и зрители, и критики поняли, что на горизонте российского кинематографа взошла новая звезда. Снять за 150 тысяч рублей захватывающую, напряжённую, а, главное, жизненную историю удаётся не каждому начинающему режиссёру. «Начальник» повествует о капитане ФСБ и его семье, которых в загородном доме застали врасплох грабители. Предельный реализм, рваный монтаж, дрожащая камера – элементы формирующегося стиля постановщика. Многие называют работы Быкова «чернухой» из-за чрезмерной мрачности постановки и происходящих на экране действий. В чем же специфика кинематографа Юрия Анатольевича?
ИСТОКИ
Суровое окружение родного Новомичуринска, бандитские разборки, нищета – в таких условиях прошло детство режиссёра. Это не могло не сказаться на его восприятии, взглядах на жизнь и дальнейшем творчестве. Один из режиссеров, помимо, например, Алексея Германа старшего, который повлиял на Юрия – Андрей Тарковский. Быков, кроме «Сталкера», который выделяется на фоне прочих работ в творчестве Тарковского, ценит и ранние картины кинохудожника, которые прямолинейны и понятны зрителю – «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Прямолинейность – характерна и для работ Быкова: в его творчестве отсутствуют поэтические или притчевые характеристики (последний фильм режиссера «Сторож» не в счёт). Его киноленты – жизненные наблюдения и высказывания относительно социальных проблем. Постановщик и считает себя скорее публицистом, запечатлевающим реальность, нежели режиссером. Влияние на почерк постановщика оказал и Алексей Балабанов, чьи картины (например, «Брат») также заостряли внимание на реальности, историях живых и сложных людей как таковых. Быков, как и в случае с Тарковским, не является почитателем творчества Алексея Октябриновича и отмечает для себя лишь несколько его ключевых работ. Зарубежные режиссёры, оказавшие влияние на творчество Юрия Анатольевича, это Дэвид Финчер и Фрэнсис Форд Коппола – мастера постановки жанровых картин; также не последнюю роль сыграл Михаэль Ханеке – критический взгляд на социум и человека отражён и в творчестве Быкова.
«Жить» // 2010
СОЦИАЛЬНОЕ КИНО
Мир вокруг не сладок - у людей появляется множество вопросов к окружающей реальности и к своему государству. Беззаконие, равнодушие властей, полицейский произвол, экономическое разделение на богатых и бедных – основные темы, которые Быков затрагивает в своих лентах. Почерк режиссера выразителен, его можно выявить как в коротком, так и в полном авторском метре, к примеру, в картине «Жить» 2010 года: по сюжету охотник в лесу встречает молодого человека Андрея, убегающего от группы вооружённых людей. Развернутая в открытых пространствах, но вместе с тем очень камерная история о взаимоотношении главных героев картины рассуждает со зрителем о вопросах выживания, веры, а также добре и зле.

Быков – атеист, поэтому вопрос о Боге в фильмах режиссера не поднимается. Предельная реалистичность и нагнетание социальных красок продолжают пестоваться и в «Майоре» (2013). Отчасти снятый на обычную «зеркалку», фильм препарирует человеческие пороки – трусость и алчность – на примере конкретно взятого персонажа – майора полиции Соболева, который на пути в роддом к жене сбивает на машине чужого ребёнка. Муки совести и душевные страдания из-за совершённого преступления соседствуют в сознании героев данной ленты с жаждой к жизни и условной свободе. Как «Жить», так и «Майор» были оценены далеко не всеми критиками и «кинотусовкой» – между любовью к жанровому кино и желанием высказать свою авторскую позицию Юрий оказался где-то посередине.
«Майор» // 2013
МАСКУЛИННОСТЬ
Не будет откровением, что киноленты Быкова – чисто мужское кино. «Мужики» с периферии, запутавшиеся в себе люди, или же идущие против системы ради справедливости и спасения жизней, как, например, в «Дураке» 2014 года – такие герои фигурируют в фильмах режиссёра. Убийство собаки в «Жить», смерть ребенка на первых минутах в «Майоре» – события историй Быкова намеренно провокативны и могут шокировать зрителя. «Справедливости не существует» – такая мысль посещает его при просмотре «Дурака». Картина повествует о Дмитрии – сантехнике, обнаруживающем в здании общежития опасную трещину, из-за которой могут погибнуть несколько сотен проживающем в нём людей. В каждом из своих фильмов Быков помещает на передний план персонажа (мужчину), попадающего в безвыходную ситуацию.

Продюсер Александр Роднянский в интервью Юрию Дудю назвал Юрия Быкова «умным режиссером жанрового кино». В предпоследней на данный момент своей работе «Завод» постановщик не скрывает приверженности боевику: простые работяги с непростым прошлым устраивают бунт и берут в заложники «начальника» завода – Калугина. До выпуска «зрительского» и изначально коммерчески ориентированного «Завода» постановщик не позиционировал свои фильмы как «жанровые»; серьёзная работа в студийном высокобюджетном направлении «Время первых», две трети из которых снял Юрий, обернулась увольнением режиссёра и отстранением его от проекта. «Завод» содержит в себе эффектные сцены перестрелок, «пацанских» перебранок и рукопашных боёв.
«Дурак» // 2014
Сценарист, монтажёр, продюсер, композитор и иногда актёр – помимо режиссёрской работы Быков при создании картин выполняет сразу несколько творческих обязанностей. Разбирая его фильмы с точки зрения структуры историй, можно заметить, что постановщик придерживается трёхактовой драматургической, даже жанровой, развлекательной структуры. Главная роль Быкова в «Начальнике» нашла отражение в образах героев последующих работ режиссера – сложными, циничными по своей натуре являются как антагонист «Майора» Коршунов, так и сторож в, собственно, «Стороже». В последнем, кстати, Юрий не планировал играть главного героя, поскольку видел в нем другого актера, однако судьба распорядилась иначе.

Саундтреки за авторством Быкова, как правило, составлены из меланхоличных клавишных аккордов и сентиментальны. В фильме «Завод» режиссер под впечатлением от работ Трента Резнора и Аттикуса Росса записал мрачное и брутальное аудио-сопровождение. Минималистичные гитарные риффы, режущие по нервам синтезаторы – в работе над саундтреком также участвовал Иван Исьянов, с которым Юрий сотрудничал при создании «Сторожа», получившего близкое к фильму «Завод» музыкальное оформление.
На съемках фильма «Завод» // 2018
Юрий Быков входит в группу современных российский авторов, которые запечатлевают российскую действительность. Их фильмы – некие зеркала нашей реальности: В её контексте существуют работы Василия Сигарева («Жить» 2011 года, «Волчок»), Натальи Мещаниновой (Комбинат «Надежда», «Сердце мира»), Бориса Хлебникова. Как правило, местом действия острых и актуальных работ этих режиссеров выступает провинция. Политическая позиция Юрия Анатольевича неопределённа – поднимая в своих картинах либеральные вопросы, постановщик не скрывает и некоторых своих «правых» идей. Так, сериал «Спящие», после выхода которого Быков заявил об уходе из кино, был посвящен борьбе ФСБ с замаскированными иностранными агентами. Так или иначе, «Дурак» пользователями «Кинопоиска» заслуженно признан лучшим российским фильмом за последние 15 лет.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda