АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 4 ФЕВРАЛЯ 2020

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ:
ВОЛНЫ ПАМЯТИ

Южнокорейский «визуальный век» и нелинейное медитативное послание, замаскированное под путешествие по волнам памяти

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ:
ВОЛНЫ ПАМЯТИ

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 04.02.2020
Южнокорейский «визуальный век» и нелинейное медитативное послание, замаскированное под путешествие по волнам памяти
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ:
ВОЛНЫ ПАМЯТИ

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 04.02.2020
Южнокорейский «визуальный век» и нелинейное медитативное послание, замаскированное под путешествие по волнам памяти
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ли Джан-хо
Страна: Южная Корея
Год: 1974


Свою дебютную полнометражную работу «Возвращение к звёздам» («Byeoldeului gohyang») Ли Чжан Хо (Lee Jang-ho) представил публике в 1974 году. Эпоха 1970-х в Южной Корее, отмеченная расцветом творчества новой волны кинематографистов, получила название «визуальный век».

Революционно настроенная южнокорейская молодёжь находилась под сильным влиянием западных политических и экономических событий и особенно эмоционально реагировала на новинки проката. Поэтому новелла Чхве Ин-хо «Возвращение к звёздам», ставшая литературной основой фильма, оказалась необыкновенно своевременной. Она разошлась массовым тиражом в периодических изданиях, стала бестселлером и вызвала бурные дискуссии среди разновозрастной аудитории.

Южнокорейская цензура времён выхода фильма накладывала серьёзные ограничения на свободу художественного высказывания, но баллада о судьбе Гиён-а смогла исполнить солирующую партию в хоре узнавших себя кореянок.
Фильм «Возвращение к звёздам» произвёл настоящий технический прорыв. Для того, чтобы рассказать историю, описанную в новелле Чхве Ин-хо, режиссёр Ли Чжан Хо и съёмочная команда использовали приёмы, отличающиеся от тех, что прежде служили инструментами при построении нарратива в традиционной корейской мелодраме. Сюжет «Возвращения к звёздам» («Byeoldeului gohyang») сосредоточен вокруг истории несчастной женщины Гиён-а (An In-suk) и её отношений с четырьмя мужчинами. Каждый из них по-своему принимает участие в разрушении её личности.

События в киноповествовании представлены в хронологической последовательности, но они периодически прерываются флешбэками. Зритель узнаёт историю главной героини Гиён-а от лица всеведущего повествователя. Картина открывается установочным планом. Пролёт камеры в первой сцене сперва панорамирует городской пейзаж и через монтажную склейку уносит зрителя в заснеженный лес. В начале картины развернут эпилог: мужчина бредёт к реке, прижимая к груди белую коробку. Уже в следующей сцене он развеивает чей-то прах по воде. Мы ещё не знаем, что этот скорбящий мужчина – последняя любовь героини, свободный художник Ким Мун-о (Shin Seong-il), и что причиной его тоски стала трагическая гибель юной Гиён-а, последнюю волю которой он исполняет.

Сюжет «Возвращения к звёздам» был привычен и понятен обширной зрительской аудитории. Жестокое общество позволяло мужчинам использовать и выбрасывать на обочину жизни женщин, а они, в свою очередь, понимали, что избавление от порочной зависимости найдут лишь в смерти. Гиён-а, молодая, наивная девушка, остро нуждающаяся в защите, но успевшая познать лишь грубость. Героиня с ужасом обнаруживает, что стала одной из многих, приехавших в большой город и в результате принесших своё имя ему в жертву. Сперва её отверг безликий мегаполис, а затем и эгоистичные расчётливые мужчины, которые избавлялись от девушки после того, как получали желаемое. В итоге она погибает в ослепительно белых снегах, припоминая причину своих несчастий.
Режиссёр и съёмочная команда «рассказывают» историю через концепт инфантилизма. Тема, мотив детства становятся одним из доминирующих. Образ героини прост – она наивна и беззащитна. В сюжетообразующих сценах фильма мы видим атрибуты, напоминающие об этой связи - предмет, деталь или даже локация. Например, на первых кадрах она пускает по воде бумажных разноцветных лебедей, а ближе развязке тысячи лебедей летят прямо в камеру. В начале фильма также мы видим, как героиня, радостная и воодушевлённая, проходя мимо модного бутика, любуется наряженными манекенами в витринах, а через склейку уже воображает себя одной из тех наряженных кукол. С развитием истории игровая площадка будет являться местом, где происходят развивающие сюжет события, дающие новый поворот для общей истории. Первый возлюбленный, Ёнг-сеок (Hah Yeong-soo), назначает Гиён-а свидание на заброшенной детской площадке, там он впервые открывает свою грубую натуру. Спустя время в жизни Гиён-а появляется Ким Мун-о. В одной из сцен героиня ожидает его на качелях возле дома. Затем, уже в следующих эпизодах, когда они вместе сидят на тех же качелях, героиня замечает неподалеку мужчину из своего прошлого и стремится спрятаться от него. Оказавшись впервые с Ким Мун-о в его студии, она играет с куклами, чьи образы практически повторяют портреты героев. Получается, авторы фильма указывают на важные черты образа главной героини: бесхитростность, простодушие, непосредственность и доверчивость.

Отдельного внимания заслуживает манера съёмки, то есть операторская работа Чан Сок-чуна (Jang Seok-joon). Эмоционально сильные моменты фильма ему удаётся передать с помощью субъективной камеры, позволяющей зрителю переживать происходящее с точки зрения главной героини. Драматургическая линия неизменно помещает портреты персонажей в центр композиции кадра. По мере развития сюжета объектив захватывает сверхкрупные портретные планы героев в моменты особо сильных переживаний и развертывания монологов, тем самым конструируя визуальную прогрессию.
Фильм «Возвращение к звёздам» – почти двухчасовое нелинейное медитативное послание, замаскированное под путешествие по волнам памяти. Ли Чжан Хо просто и изящно рассказывает близкую, понятную широкому зрителю историю. «Возвращение к звёздам» занимает почётное место среди культовых картин эпохи, и предлагает переосмыслить традиционный уклад жизни.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Джунгтак К. Мир корейской эмоциональности как психологический источник национальной театральной культуры // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-koreyskoy-emotsionalnosti-kak-psihologicheskiy-istochnik-natsionalnoy-teatralnoy-kultury (дата обращения: 12.01.2020).
Made on
Tilda