ЕГОР ЩЕРБОТА | 15 ФЕВРАЛЯ 2019

БАФФАЛО 66

Рецензия на авангардный автобиографичный фильм-путешествие от независимого Винсента Галло

БАФФАЛО 66

ЕГОР ЩЕРБОТА | 15.02.2019
Рецензия на авангардный автобиографичный фильм-путешествие от независимого Винсента Галло
БАФФАЛО 66
ЕГОР ЩЕРБОТА | 15.02.2019
Рецензия на авангардный автобиографичный фильм-путешествие от независимого Винсента Галло
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Винсент Галло
Страна: США, Канада
Год: 1997


За спиной Билли Брауна закрываются ворота тюрьмы. На нем невзрачный костюм и роскошные красные ботинки . По его грустному взгляду, скованной позе создается впечатление, что там, за решеткой, ему было уютнее. Он идет неуверенным шагом, ежится от холода и непогоды — и вот, проблема! — герой не знает, где найти туалет. Ситуация весьма несуразна. Билли пытается вернуться в тюремные застенки, но, потерпев фиаско, отправляется в гости к семье, члены которой считают своего сына высокопоставленным чиновником.

Так начинается «Баффало 66» — фильм Винсента Галло.
Здесь Винсент - и исполнитель главной роли, и режиссер, и сценарист, и композитор - ему хочется выразить себя во всем. А если ознакомиться с историей его жизни, становится понятно, что фильм еще и во многом автобиографичен – проблемы с родными сыграли свою роль. С первого взгляда может показаться, что картина снята в эпоху Нового Голливуда - герой Галло то ли полуночный ковбой, то ли беспечный ездок. Но чем глубже мы погружаемся в фильм, тем яснее становится, что он смелее, чем картины той эпохи. Здесь есть игры с монтажом и планами, флэшбэки наслаиваются на основной кадр и показаны параллельно с текущим действием, а музыкальные номера внезапны и авангардны. Надрывы и конфликты не извиваются американскими горками, а показаны довольно спокойно, апатично. Из сценария вышел бы неплохой триллер о стокгольмском синдроме, но получилась почти мелодрама.

Сюжет картины расходится на несколько линий: любовная линия (если то, что нам показали, можно назвать любовью), линия дружбы, отношения с семьей и, сквозная — месть за несвободу. Что-то раскрывается нам через воспоминания: родительское пренебрежение, неудачи, а что-то остается недосказанным: чем герой так симпатичен похищенной девушке? Как он вообще смог найти себе друга и поддерживать с ним связь?

Несмотря на то, что нарочитая маскулинность вместе с самим Билли здесь чуть ли не ли главный герой. Она же фильме доведена до абсурда, до предела карикатурности. Нам смешно наблюдать за персонажем Галло, который пытается похитить девушку, выставляя себя грозным и опасным, с гомофобными оскорблениями набрасывается на незнакомца в туалете, кричит на единственного друга, рискует и идет на провальную сделку с букмекерской конторой, но при этом по-мальчишески поджимает ноги, сидя в ванной, периодически вспоминает детство, и, кажется, вот-вот расплачется. Он постоянно скалит зубы, корчит недовольные физиономии, но страшно от этого не становится никому - от этого он выглядит еще более комично. Все понимают - больше всего Билли ненавидит себя.

Прекрасно уравновешивает экспрессию Галло героиня Кристины Ричи - Лейла. Она спокойна даже в самой стрессовой ситуации. Она не пугается грозных выкриков Билли, прекрасно импровизирует, а ее любовь в ритм с музыкой King Krimson и Yes становится всепоглощающей, расщепляющей грубость и злобу возлюбленного.

Уличные перформансы, увлечение музыкой, дружба и совместные выступления с не менее смелым экспериментатором Жаном-Мишелем Баския, сотрудничество с людьми из модной индустрии создали Винсенту бэкраунд самобытного универсального творца. Чего стоят его последующие работы «Коричневый кролик» (2003) и «Обещания, написанные на воде» (2010), которые окончательно сделали киноаутсайдером и в то же время неповторимым гением. И это неудивительно, ведь свой подход к искусству он сформулировал так:

«Я не верю, что то, что имеет массовое распространение, может быть хорошим. Да, я стою на точке зрения элитизма. То же самое верно и для искусства, искусство должно быть глубоким и насыщенным, искусство не может быть для всех, выражение «популярное искусство» лишено смысла. Я художник, и искусство обращается к таким людям, как я: к интересным, многослойным. Искусство должно быть радикальным, оно должно раздражать как можно больше народу. Люди, которые по-настоящему глубоки и содержательны, которые влияют на остальных и оставляют после себя след… такие люди мыслят категориями, находящимися за пределами популярных идей».

Финал фильма будто выворачивает все наизнанку – он наивен, сентиментален. Не ожидаешь от такого мизантропа, как Галло, подобной концовки. «Я больше не могу никому верить... и не могу никого любить. Люди – пресмыкающиеся животные. Ползающие с места на место пресмыкющиеся. Пресмыкающиеся там, пресмыкающиеся здесь. Мерзкие пресмыкающиеся», - говорит Винсент в одном из своих интервью, и мы понимаем, что на едине с собой он все же злобно хохочет над зрителем, снова и снова обличая общество.

Автор: Егор Щербота
Редактор: Лена Черезова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda