геннадий гусев | 24 ФЕВРАЛЯ 2021

РАССЕКАЯ ВОЛНЫ: ИСПЫТАНИЕ ВЕРОЙ

Один из самых нетипичных фильмов Ларса фон Триера, лента, которая маскируется под стандартную историю любви с традиционным для жанра сочетанием преувеличенных трагического и сентиментального

РАССЕКАЯ ВОЛНЫ: ИСПЫТАНИЕ ВЕРОЙ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 24.02.2021
Один из самых нетипичных фильмов Ларса фон Триера, лента, которая маскируется под стандартную историю любви с традиционным для жанра сочетанием преувеличенных трагического и сентиментального
РАССЕКАЯ ВОЛНЫ: ИСПЫТАНИЕ ВЕРОЙ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 24.02.2021
Один из самых нетипичных фильмов Ларса фон Триера, лента, которая маскируется под стандартную историю любви с традиционным для жанра сочетанием преувеличенных трагического и сентиментального

— Любовь – волшебная сила, правда? Если я умру, то только потому что не могу любить тебя.

Из фильма «Рассекая волны»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ларс фон Триер
Страна: Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, Испания
Год: 1996

«Рассекая волны» — один из самых нетипичных фильмов Ларса фон Триера. С одной стороны, в ленте использованы стилистические приемы, которые станут визитной карточкой поздних работ датского режиссера — ручная камера, импровизация актеров, деление повествования на главы, — а главной героиней произведения выступила странная во всех отношениях Бесс Макнилл (Эмили Уотсон). А необычные персонажи — визитная карточка режиссера. С другой стороны, лента представляет собой стандартную историю любви с традиционным для жанра сочетанием преувеличенных трагического и сентиментального.
Постановка вышла вскоре после публикации небезызвестного манифеста «Догма-95». Нельзя сказать, что «Рассекая волны» в полной мере соответствует всем правилам нового для того времени направления. В фильме присутствуют и музыка (интересно, что звучащие в картине композиции отбирал лично фон Триер — так в постановке оказались «Child In Time» Deep Purple, «Suzanne» Леонарда Коэна и «Goodbye Yellow Brick Road» Элтона Джона), и реквизит, использование которых запрещал манифест.

Тем не менее фильм ознаменовал собой новый этап в творчестве знаменитого датчанина. «Догма-95» провозгласила уход от «иллюзии кино» — новых технологий, благодаря которым «можно уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенсационности». Приветствовалась «поверхностная игра и поверхностное кино». Картина, одновременно, и соответствует этим постулатам, и опровергает их. Актерский перформанс Эмили Уотсон «стоил» ей номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус». Но сюжетная простота и отсутствие технических особенностей, которые нередко использовал в своем раннем творчестве режиссер (комбинированные и студийные съемки, записывашийся отдельно от изображения звук), в полной мере соответствуют положениям манифеста.

Эта амбивалентность очень удачно рифмуется с двойственным смыслом, который вложен в трагическую историю Бесс Макнилл.

На первом уровне находится история о живущих на западе Шотландии молодоженах: кроткой Бесс и энергичном Яне (Стеллан Скарсгард) — полное клише романтическое произведение с обязательной для подобных фильмов сюжетной формулой: «любовь-страдание-испытание-финал».
Однако если рассматривать «Рассекая волны» исключительно как стереотипную мелодраму, то можно упустить другие смыслы, которые заложены в постановке. Во-первых, это размышление о бессмертном Боге и смертном человеке. Точнее, иронично-печальная повесть об обществе, которое отчаянно верит в априори справедливое и всемогущее трансцендентное существо, но забывает о находящихся рядом близких. Лицемерие этих людей — не напускное и напыщенное, но неизбежное для тех условий, в которых они вынуждены существовать.

Пуританские нравы, царящие среди друзей и знакомых Бесс, становятся не только сдерживающим фактором на пути развития социума, но и заставляют всех инакомыслящих — а героиня Эмили Уотсон, несомненно, отличается от своих односельчан — либо уезжать в другой мир, либо вступать в заранее обреченную на неудачу борьбу с косностью мышления.
Наивная главная героиня — не просто девушка «не от мира сего», но человек интуитивно, вопреки всему отвергающий устоявшиеся устои. Она, словно слепая Сельма из «Танцующей в темноте», другого фильма из трилогии Ларса фон Триера «золотое сердце», не видит ограниченность и уродство вокруг. В ее помыслах — только добро, в поступках — лишь искренность. Ведь даже смертный грех может превратиться в героический альтруистический поступок, если он совершается в благородных целях.

Во-вторых, в ленте демонстрируется побочный эффект ортодоксальной религии — женоненавистничество. События истории развиваются в начале семидесятых годов на отрезанном от большой цивилизации острове. Укоренившийся в тамошних землях патриархат подразумевал полное подчинение женщины мужчине — не зря Бесс свято хранит девственность до брака.

Это отлично показывает, насколько строго Бесс придерживалась местных обычаев. В начале повествования персонаж Уотсон — возможно, самый верный и последовательный член своей группы, персонаж пассивный. Но в эпилоге мы видим уже другую женщину — это бросившая вызов всем и прежде всего самой себе сильная женщина, однозначный двигатель действия.
Сюжет картины, как и всей трилогии «Золотое сердце», основан на одноименной детской сказке, которой режиссер зачитывался в детстве. Речь в ней — о маленькой девочке, отдавшей все, что у нее было, встретившимся ей на пути незнакомцам. Оставшись ни с чем, она не разочаровывается, а, напротив, благодарна судьбе за то, что смогла помочь людям.

Бесс Макнилл — такая же. Она кажется то ли ненормальной, то ли блаженной. В первой половине ленты у зрителя возникает закономерный вопрос: не является ли поведение девушки следствием ее эгоистичной натуры? Но уже ближе к концу становится понятно, что ею движет отнюдь не эго, а любовь и бескорыстные мотивы.

Сексуальная и социальная девиации, которые демонстрирует Бесс, противопоставляются общепринятым нормам поведения. Внутренняя свобода, которая изначально кажется проявлением самоограничений (девушка беззаветно, на грани больной зависимости любит своего мужа), воспринимается остальными как недостаток и даже порок, от которого непременно надо избавиться.

Неприятие инаковости, впрочем, не переходит допустимые границы. Жестокость, которую проявляют местные жители к Бесс, выражается в порицании, отлучении от церкви и семьи. Но и этого хватает, чтобы показать конфликт человека и общества: медленно тлеющего, но разгорающегося все больше ближе к концу постановки.
Но все же «Рассекая волны» — в первую очередь красивая романтическая история. Стереотипная, но многослойная. Торжественно-трагический финал произведения, с одной стороны, ироничный, с другой, предельно серьезный и даже патетический, превращает жизнеописание Бесс в картину о необыкновенном чуде и чистой силе любви.

Использование ручной камеры придало происходящему реалистичности. По признанию постановщика, традиционная техника съемки могла бы привести к невозможности просмотра «Рассекая волны». Парадоксально, но манипулятивный, эмоционально тяжелый фильм об извращенной жертве, на которую способен пойти любящий человек, выглядит честным и воодушевляющим. Как бы не пытался нас убедить в обратном великий провокатор и невротик Ларс фон Триер.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda