Населяющие «Бразилию» герои будто бы не понимают реального положения дел. Они готовы часами рассуждать о пластических операциях, но словно не осознают – или, скорее, не хотят понять, – в какой системе координат живут.
Как ни странно, понятие личности в таких условиях постепенно девальвируется. Несмотря на настойчивое желание каждого члена общества продвинуться по служебной лестнице, проявить свою индивидуальность, заслужив тем самым одобрение окружающих, люди у Гиллиама, как и у Оруэлла, незаметно превращаются в винтики системы. Их непреложная цель – поддерживать функционирование бездушной машины, которая возводит в абсолют понятия стандартизации внешнего вида (характерный в этом плане персонаж – мать главного героя в исполнении Кэтрин Хелмонд), вещизма и аффлюэнца – устойчивого состояния волнения и тревоги, свойственного представителям среднего класса и богатым людям в обществе потребления.
Здесь любой легко заменяет любого. Важнее не морально-нравственное развитие, но напряжённая ежедневная работа и следование прописанным постулатам. Впрочем, и система даёт сбои: так Арчибальда Баттла власть имущие путают с Арчибальдом Таттлом (Роберт Де Ниро), в результате чего невиновного осуждают за саботаж, а женщину, которая узнаёт о фатальной ошибке и которая неожиданно оказывается той самой прекрасной незнакомкой из сна Сэма (Ким Грайст), хотят незаметно убить. Легче убрать человека с дороги, нежели признать свой промах и исправить просчёт.