олег прекраснов | 12 МАЯ 2020

БРЭНДОН КРОНЕНБЕРГ:
ВИРУСЫ И СОЗНАНИЕ

Странные, агрессивные и мрачные, футуристические и остросоциальные фильмы сына великого Дэвида Кроненберга
БРЭНДОН КРОНЕНБЕРГ: ВИРУСЫ И СОЗНАНИЕ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 12.05.2020
Странные, агрессивные и мрачные, футуристические и остросоциальные фильмы сына великого Дэвида Кроненберга
БРЭНДОН КРОНЕНБЕРГ: ВИРУСЫ И СОЗНАНИЕ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 12.05.2020
Странные, агрессивные и мрачные, футуристические и остросоциальные фильмы сына великого Дэвида Кроненберга

С моей точки зрения, я просто пытаюсь делать то, что мне интересно, и снимать фильмы, которые мне нравятся.

Брэндон Кроненберг

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Странные, агрессивные по отношению к зрителю и мрачные — таковы характеристики фильмов Брэндона Кроненберга — сына великого и ужасного Дэвида. Будучи долгое время художником и читая множество книг, Брэндон отправился в канадскую киношколу. Сняв несколько короткометражных фильмов, в 2012-м году постановщик выпустил дебютный полнометражный «Антивирус» — футуристическую сатиру в бледных тонах об идолопоклонстве и обществе потребления будущего, а в 2020-м — вторую большую работу под названием «Обладатель». Рассмотрим ленты режиссёра и сравним их с творчеством именитого отца, с которым у него прослеживаются схожие мотивы и темы.
Дэвид и Брэндон Кроненберги
Вне контекста родственных связей с Дэвидом Кроненбергом картины Брэндона можно сравнить с сериалом «Чёрное зеркало» — антиутопичность мира, технический и научный прогресс во вред цивилизации или конкретной личности. В «Антивирусе» стерильное, буквально болезненное ближайшее будущее предлагает людям вирусы, которыми болеют или болели экранные звёзды. Те всегда находятся на экранах телевизоров и прочих девайсов, а их «звездность» никем не оспаривается — они являются идолами для большинства людей, при этом они эту славу не заслужили и знамениты тем, что знамениты. Главный герой картины — Сид Марч (Калеб Лэндри Джонс) работает в клинике по продаже вирусов. В декорациях высокотехнологичного здания он убеждает людей в том, что заражение вирусом их кумиров — признание им в преданности и способ обрести какую-то физическую (или органическую) связь. Сам Сид не избавлен от одержимости «селебрити» и подпольно вкалывает себе новый вирус одной из них — Ханны (Сара Гадон). Но тот оказывается для организма разрушительным.

Яблоко от яблони недалеко падает, а в случае с Брэндоном Кроненбергом не падает вообще, оставаясь на той же ветке, на которой находится его отец. Сам Брэндон утверждает, что посмотрел некоторые ленты отца лишь в 20 лет, и они действительно оказали на него сильное влияние, что отнюдь неплохо, ведь Брэндон ищет и создает свой собственный уникальный стиль. Мутации тела и желания нездорового общества, которое в картине является тоталитарным; новые технологии и физиологические подробности — темы, которые интересуют Брэндона, интересовали и его отца. Из мускульных клеток «звёзд» в «Антивирусе» искусственным образом выращивают мясо, содержащее в себе их ДНК. Главный герой задаётся вопросом — а не каннибализм ли это — потреблять плоть своих кумиров — на что получает ответ «что же будет, когда мы перейдём к выращиванию тел?». Инкубаторы клеток — в последней сцене картины зритель видит, что из умершей Ханны выращивают её клона. Приговор человечеству вынесен.
«Антивирус», 2012

Я говорю об одержимости знаменитостями в более широком смысле - скажем, об одержимости святыми. Есть иконография, фетишизм, и мощи умерших святых.

Брэндон Кроненберг

Характерные черты главных героев в фильмах Брэндона — «андрогинная», необычная внешность: бледное, веснушчатое лицо Калеба Лэндри Джонса (рыжий-конопатый), или женщина-альбинос (Андреа Райзборо) в «Обладателе» — следующей ленте режиссера, которая вышла в свет в этом году, спустя 8 лет после «Антивируса». Сюжет рассказывает о Тасе — убийце по найму, которая при помощи новых технологий внедряется в чужой разум, словно паразит, и, находясь в чужом теле, ликвидирует цели. У неё есть муж и ребёнок, но нервная работа уничтожает в ней последние проявления чувств. Последняя «жертва» (Кристофер Эбботт) героини и вовсе пытается вернуть своё сознание под контроль, ставя под угрозу семью Таси и её рассудок. Визуализация вирусов и мозга — одна из «фишек» канадского постановщика. Жуткие сюрреалистические образы отражают болезни в «Антивирусе» — согласно содержанию фильма, вирусы имеют своё «лицо», а в одной из сцен главный герой словно сам становится вирусом и человеком в одном лице. В «Обладателе» два сознания в одном вызывают психоделические вспышки, которые наблюдает и зритель — на память всплывают «Другие ипостаси» Кена Рассела, только если в последнем они были связаны с религиозными видениями и отображали расширение сознания, то в фильме Кроненберга — это демонстрация борьбы двух личностей. В одном из таких эпизодов персонаж Эбботта надевает кожаную маску лица Таси, что эффектно отражает неприятие двух разумов в одной черепной коробке.

Режиссёр демонстрирует изменения в голове через детали — к героине внутри чужого человека приходят едва заметные галлюцинации, она ощущает небольшие изменения в пространстве — возможно, так бы и выглядело мировосприятие, окажись человек вне самого себя. Важную роль играют телесность и тактильность — Тася с интересом первооткрывателя изучает окружающий мир и собственную клетку в виде тела. В декорациях футуристического будущего, где чужая жизнь не стоит ничего, живой контакт — единственное, что еще может иметь значение. Здесь наблюдается преобладание визуальной, метафизической составляющей над историей и сюжетностью, которое было свойственно и картине «Антивирус». Многие детали этих фильмов схожи с творчеством отца Брэндона — искусственно выращенная плоть; шлем, при помощи которого в «Обладателе» киллеры входят в мозги других людей. Тася в нескольких кадрах держит в руках электронную сигарету — каждый раз, когда задумываешься о будущем, забываешь, что будущее — уже наступило.
«Обладатель», 2020
Дженнифер Джейсон Ли, Шон Бин, Малкольм Макдауэлл — в работах Брэндона можно увидеть актёров первой величины; Джейсон Ли исполняла главную женскую роль в «Экзистенции» Дэвида Кроненберга, а Сара Гадон из «Антивируса» снималась в трех из его последних фильмов. Стоит отметить, что визуальный ряд вышеупомянутых картин безжизненный, с преобладанием белого и серого в «Антивирусе» и заигрывающий с яркими, контрастными красно-синими цветами в «Обладателе» — мир в них мертвый, как и населяющие его люди. Сам Брэндон, в отличие от зрителя, считает свои фильмы смешными. Что ж, мать, которая становится свидетельницей убийства сына, находясь внутри головы его убийцы, и добровольное заражение себя герпесом — под определённым углом это действительно может быть очень уморительно. Так или иначе, тревожные ленты Брэндона могут шокировать неподготовленного зрителя, рассказывая об альтернативных версиях нашего будущего и затрагивая такие темы как идолопоклонничество и цена человеческой жизни.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda