АЛЕКСАНДР МИГУРСКИЙ

20 АВГУСТА 2020

МАЛЬЧИК С ПОДНОСОМ: ОТРОЧЕСТВО ДИОГЕНА

Вторая лента из запланированной режиссером-документалистом Давидом Мальди «подростковой трилогии» как поставка вопроса о преодолении всякой власти, необходимом условии для общественного взросления

Режиссер: Дэвид Мальди
Страна: Италия
Год: 2019

Показанный в рамках фестиваля «Doker» фильм «Мальчик с подносом» — это вторая лента из запланированной римским режиссером-документалистом Давидом Мальди «подростковой трилогии» (первая — «Шум» (2014) — к сожалению, не дошла до России).

По сюжету картины, южно-итальянский мальчик Лука покидает родную деревню, чтобы начать обучение в школе обслуживания, где воспитывают профессиональных официантов, портье и ресторанных поваров. Закрытая школа полностью отрезает его от любимого им мира природы. Строгий регламент заведения стесняет неспособного ни минуты устоять на месте рыжеволосого мальчика и вызывает скуку. Помимо важных для будущего карьерного роста навыков, школа прививает подросткам индивидуалистическую идеологию, поскольку «Италия — это республика, основанная на (конкурентном) труде» и в ней никто не хочет бесславного будущего («убираться всю жизнь»). Несмотря на то, что Луку мало что отличает от других мальчиков, у него есть важная тайна. Под покровом ночи, когда единовременно выключаются светильники и закрываются двери, он, вооружившись фонариком, следует за своими воспоминаниями — к миру животных — чучелам зверей и птиц.

Сконцентрированный преимущественно на личности Луки, режиссер вытесняет из поля зрения камеры учителей, оставляя в кадре только их голос, нарочито холодный и подавляющий. Мальди вспоминает, что, снимая школьные уроки, он старался получить доверие учащихся, резко противопоставив себя педагогам, отказавшись судить о способностях подростков и их готовности к взрослой жизни. Внимательно прислушиваясь к манере мальчиков говорить и вести себя на людях, он добился достоверного изображения взросления, запечатлев подражание взрослым в сцене организации банкета и, одновременно, борьбу с навязываемыми ими правилами поведения (сжатый в кармане кулак Луки намекает зрителю на бунтарский дух героя).
«Мальчик с подносом» существует в двух контрастных визуальных и повествовательных режимах. На их пересечении становится очевидной идеологическая неустойчивость структурирующей нарратив субъективности. Как личность Лука формируется на стыке двух видов труда: конкретного и абстрактного (отчужденного). Последний воплощен в индустрии гостеприимства, где все подчинено машинному ритму и жестким стандартам. Белый воротничок, чистые ногти, короткая стрижка и улыбка, скрывающая стресс — молодые работники сферы услуг вынуждены соответствовать всем имиджевым стандартам, чтобы не испортить вечер клиенту неприятным разговором или перевернутым на колени блюдом. Мертвенность этого «слишком человеческого» мира подчеркивается монтажным сопоставлением в кадре чучел животных и мясным филе, поскольку образует производственную лакуну, заполнить которую сможет только зловонная туша кабана, убитого Лукой. Ведь абстрактный труд и характеризуется многократной расчлененностью производственного процесса на множество действий, каждое из которых, чаще всего, выполняют разные люди. Тем самым отчуждается процесс производства и, как следствие, сам продукт труда от рабочего, у которого фрагментируется восприятие реальности. Повествование о буднях учеников построено аналогичным образом — как последовательность оживших фотографий, вроде той, которая собрана одним из учителей в качестве мотивационного фильма для ребят.

Лука не любит людей. Единственная причина, по которой он оказался в школе — это бар дяди. Но в любой требующей выражения собственного мнения ситуации, он напоминает о своем деревенском происхождении — как доил коров, кормил скотину или, выражаясь иначе, занимался «конкретным» трудом. Лучшие сцены «Мальчика с подносом», снятые субъективной «дрожащей» камерой в кромешной темноте хлева, леса и комнат общежития, окружают подростка пением птиц и лепетом животных, шепотом трав и шварканьем пилы. Вооружившись фонарем, подобно кинику Диогену, Лука участвует в обряде перехода, но не за тем, чтобы в конце пути, став взрослым, социализироваться — нет! Поскольку в основе царства «настоящих людей» лежит эксплуатация, мальчик получается шанс очеловечиться, только взяв под контроль природу как таковую. Он подражает ей (например, пугая своих городских однокашников звуками манка), чтобы в «идеальных обстоятельствах» охоты с легкостью получить над ней власть.
Если учесть концептуально важную мысль Маркса о том, что именно индустриальный способ производства, нацеленный на интенсивную разработку природных ресурсов, открыл человеку глаза на экспансивный по отношению к окружающему миру характер его действий, не будет ли своевременно поставить вопрос о преодолении всякой власти, как необходимом условии для общественного взросления?

Здесь фильм остается на почве документальной достоверности — и взгляд Луки, столь умело пробирающийся сквозь тьму воспоминаний к утопии детства, пустеет в общем хоре согласия с правилами индустрии.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda