ЭЛИЗА ДАНТЕ | 25 ИЮЛЯ 2023

ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ДЕВУШКУ: ЛЮБОВЬ В КЛЕТОЧКУ

История, где каждый говорит и влюбляется невпопад

ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ДЕВУШКУ: ЛЮБОВЬ В КЛЕТОЧКУ

ЭЛИЗА ДАНТЕ | 25.07.2023
История, где каждый говорит и влюбляется невпопад
ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ДЕВУШКУ: ЛЮБОВЬ В КЛЕТОЧКУ
ЭЛИЗА ДАНТЕ | 25.07.2023
История, где каждый говорит и влюбляется невпопад
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Леос Каракс
Страна: Франция
Год: 1984

«Парень встречает девушку» — не только название фильма, но и вполне понятное описание его сюжета. Это первая картина так называемой «трилогии Алекса» Леоса Каракса, куда входят «Дурная кровь» и «Любовники с Нового моста». Главный герой по имени Алекс — его играет совсем молодой Дени Лаван, он же альтер эго самого режиссера — расстается со своей девушкой Флоранс, которая ему изменила с его же лучшим другом Тома. Тем временем на другом конце города живет Мирей, роль которой исполнила на тот момент муза режиссера Мирей Перрье, и она тоже страдает от неразделенной любви. Самой судьбой им предназначено встретиться — отыскать друг друга в тусклых огнях пропахшего никотином и одиночеством Парижа.
Главным визуальным мотивом фильма становится принт в клеточку — она как злая метка обозначает преданных своей любовью людей. В самом начале картины мы видим девушку Майте, которая убегает от бывшего партнера, прихватив с собой дочь и все его картины. Как только холсты оказываются в Сене, тяжесть печали уходит, а с ней и клетчатый платок, который находит Тома. На той же набережной появляется и наш главный герой. Он тоже хочет выплеснуть обиду и чуть не убивает друга, но уходит, укатанный в клетчатый пиджак, забрав свой трофей, — платок Майте, превратившийся в эстафету боли. В это время Мирей сидит в квартире своего парня в клетчатых штанах, слушает музыку и своего возлюбленного через домофон. Он хочет ей сказать, что больше не любит ее, что она ему противна, но его губы движутся иначе, и он бормочет что-то несвязное и обыденное вроде: «Скоро вернусь, детка».

Алекс и Мирей еще не знакомы, но они постоянно видят нечто похожее, слушают музыку, чтобы забыться, и не могут уйти от тех, кто их больше не любит. За окном Мирей, словно в телевизоре, идеальная пара смотрит в небо, а на мосту Пон-Неф, где гуляет Алекс, нереалистичные влюбленные кружатся, будто кто-то открыл музыкальную шкатулку.
Фильм Каракса похож и не похож одновременно на французскую «новую волну». Критики того времени писали, что молодой режиссер только вышел из синематеки и забыл посмотреть на мир за ее стенами: четко видны отсылки к Годару и Трюффо, сам Алекс и его монологи напоминают речь Антуана Дуанеля, да и Лаван своими пиджаком и неробким поведением местами похож на Жан-Пьера Лео. А его Мирей не может не напомнить героинь Джульетты Мазины в «Дороге» и «Ночах Кабирии» своей грустной улыбкой со слезами на огромных глазах. И даже у местного бармена кинематографическое имя, как у персонажа «Касабланки». Но свежести взгляда у Каракса не отнять: он хоть говорит о любви через одиночество, но преподносит все, как праздничный фокус, устроенный уставшим клоуном. Все-таки Алекс другой герой, он более вспыльчивый и менее рефлексирующий — сначала он делает, ведомый импульсом, и только потом думает, документируя все свои первые разы на карте: вот первый поцелуй, вот тут он выпускался из школы, а на этой набережной чуть не убил человека.

Герои Каракса плоть от плоти синефилии, но в них всегда есть что-то особенное, они загораются страстной вспышкой. Рука об руку с пионерами «нового французского экстрима» вроде Клэр Дени и Жан-Жака Бенекса режиссер идет по мрачным дорогам Парижа, разглядывая изгоев общества: воров, бездомных и нищих людей, тех, кто был изуродован болезнью или болезненным обществом. Поэтому Мирей в фильме «Парень встречает девушку» для Алекса — недостижимый ангел, как тот, что украшает обелиск на площади Бастилии. В конце она появляется в белом халате, напоминающем римскую тунику, а вместо меча Гавриила держит ножницы. Но Алекс нарушает законы мифического мира и касается ее. Он, как Психея, ломает волшебный образ и остается обречен на боль. Он вновь разбивает нечто дорогое, как ту кружку в доме у американской дамы.
Однако в «трилогии Алекса» однажды нас все же ждет счастливый конец. И уже после него Алекс в «Корпорации "Святые моторы"» сам превратится в ангела Оскара, способного менять внешность. И уже он будет оглядывать город с высоты заброшенного на бесконечный ремонт торгового центра, почти как в «Небе над Берлином». Но и там его будет ждать история с грустным финалом: о прошедшей любви, потере ребенка и расставании. «Кем мы были? Кем мы пытались стать?», — спросит Оскара тень его возлюбленной, спотыкаясь о бездыханные тела манекенов. На это у него ответа нет, да и не было никогда.

А пока на Мирей и Алекса смотрят свысока небожители из соседнего окна — идеальные создания, познавшие любовь без страдания. По крайней мере, так кажется.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda