геннадий гусев | 11 АВГУСТА 2019

БОННИ И КЛАЙД: ПОБЕГ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

Рецензия на романтизирующую образы преступников экранизацию криминальной истории знаменитой гангстерской пары

БОННИ И КЛАЙД: ПОБЕГ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.08.2019
Рецензия на романтизирующую образы преступников экранизацию криминальной истории знаменитой гангстерской пары
БОННИ И КЛАЙД: ПОБЕГ ОТ РЕАЛЬНОСТИ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.08.2019
Рецензия на романтизирующую образы преступников экранизацию криминальной истории знаменитой гангстерской пары
– Мы грабим банки – нас нигде не ждут.
Из фильма «Бонни и Клайд»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Артур Пенн
Страна: США
Год: 1967


Банда Бонни Паркер и Клайда Бэрроу – одна из самых известных гангстерских группировок времён Великой Депрессии. И хотя на их совести десятки загубленных жизней – жертвами молодых людей становились как полицейские, так и гражданские – и многочисленные ограбления, в настоящее время их образы романтизируют. Немалый вклад в это внесла вышедшая в 1967 году лента Артура Пенна.

Однако вовсе не фильм автора «Маленького большого человека» способствовал рождению легенды Бонни и Клайда. Всё решил один снимок. Он был найден полицией в городе Джоплин. На фотокарточке миссис Паркер (женщина так и не аннулировала свой брак с Роем Торнтоном, с которым познакомилась в школе в возрасте пятнадцати лет) была запечатлена с сигаретой во рту. Пресса мгновенно растиражировала находку, а образы убивавших преимущественно полицейских и снисходительно относящихся к гражданским преступников, способствовали тому, что сладкую парочку стали называть новыми Робин Гудами.
За девять лет до «Бонни и Клайда» вышла «История Бонни Паркер», но она не снискала большого успеха в прокате. Новый фильм, напротив, кажется, был обречён на всеобщую любовь: на главные роли были приглашены подававшие в то время большие надежды Уоррен Битти и Фэй Данауэй, а в режиссёрское кресло сел находившийся в зените славы Артур Пенн – его «Сотворившая чудо» и «Погоня» номинировали на множество наград и были обласканы критикой.

Постановщик не просто экранизировал историю жизни знаменитых гангстеров, но представил свежий взгляд на традиционный жанр. На смену облагороженным бутлегерам 20-х, отъявленным мерзавцам 30-х и стереотипным одномерным бандитам 40-х и 50-х пришли герои нового времени. Они часто оказывались в центре эпических саг («Крёстный отец») или попадали в романтическо-трагические истории («Стукач»), вызывавшие в памяти у зрителей признанные хиты прошлого. Одной из кинолент, сыгравшей на ностальгических чувствах публики, стала работа Пенна. Но чем она отличалась от других, схожих по замыслу картин? Почему именно она оказала значительное влияние на жанр и сделала Данауэй и Битти звёздами первой величины?
На съемках фильма «Бонни и Клайд»
Во-первых, всё дело в художественных приёмах, которым отдал предпочтение Пенн. Поразительная для тех лет откровенность в изображении сцен насилия, чувственная сексуальность и поставленные под сомнение общечеловеческие ценности сделали из «Бонни и Клайда» фильм, который определил развитие жанра. Режиссёр полностью отказался от стилизации под старые кинокартины, а помещённые в центр сюжетной линии персонажи были далеки от привычных зрителю протагонистов.

Наоборот, они были самыми настоящими антигероями – раздавленными обстоятельствами и безверием в справедливость мира, наполненными ненавистью к жизни. Однако они не забыли при этом, что такое любовь и дружба. Такой необычный «букет» был в новинку для тогдашнего голливудского кинематографа – лента стала предтечей Нового Голливуда. Рискнувшая поставить в центр сюжета необычных для гангстерского фильма героев студия Warner Bros. не прогадала и сорвала настоящий куш – картина в двадцать восемь раз перекрыла свой бюджет.

Во-вторых, рваный монтаж в сочетании с запоминающимися сценами налётов банды (под развесёлую музыку Бонни, Клайд и их подельники мчались на своей знаменитой «машине смерти» Ford V8 и с упоением расстреливали свои излюбленные мишени – полицейских) подарил фильму неповторимый шарм. Таким образом, злодеяния грабителей не воспринимались как однозначно отрицательные. А написанный Дэвидом Ньюманом («Супермен», «Шина – королева джунглей») и дополненный Робертом Бентоном («В чём дело, док?», «Крамер против Крамера») сценарий, который первоначально был предложен Франсуа Трюффо и Жан-Люку Годару (при написании текста драматурги вдохновлялись французской новой волной), изобиловал размышлениями о природе свободы.

Эти мысли были поданы завуалировано, но иногда их всё же дословно озвучивали главные герои. Например, в одной из сцен Бонни спрашивает Клайда: «Если бы мы смогли вырваться отсюда и начать все заново, и за нами никто бы не гнался, что бы ты сделал, Клайд?». Он отвечает: «Я бы сбежал». В другом эпизоде на конкретный вопрос о том, куда они направляются, мужчина и женщина ничтоже сумняшеся заявляют: «Мы никуда не направляемся, мы просто бежим». Всё это как нельзя лучше характеризует формообразующие идеи Пенна: в чём заключается смысл существования, где проходит черта, разделяющая законопослушного гражданина и человека, следующего лишь собственным правилам, станет ли хуже, если всё бросить и отдаться чувствам, плывя по течению жизни.

Но всех этих вопросов могло бы и не быть, ведь первоначально Битти сам хотел снимать фильм, а главную роль планировал отдать Бобу Дилану. Когда стало ясно, что актёр всецело сосредоточится на Клайде Бэрроу, режиссёрский пост поочерёдно был предложен Брайану Хаттону, Джону Шлезингеру и Сидни Поллаку, но в итоге ставить картину доверили именно Артуру Пенну – решающим фактором стало то, что режиссёр и Битти уже работали до этого вместе.
При помощи ведущих актёров кинематографисту удалось создать на экране противоречивые, выпуклые образы двух преступников. Сильная характером Бонни и Клайд, движимый желанием доказать собственную значимость, гнавшийся не за деньгами и свободой, но прежде всего за славой, стали ядром постановки.

Пенн же продемонстрировал, что плохие парни не настолько плохи, как до этого казалось, а хорошие – не всегда кристально честны, умны и добропорядочны. Люди, стоящие на страже закона, вполне могут оказаться лживыми, алчными и мстительными. Они в такой же степени способны на убийство и обман, как и ортодоксальные злодеи – деление на чёрное и белое весьма условно. Прописная истина, но для жанрового кино второй половины шестидесятых это было сродни настоящему откровению.

В «Бонни и Клайде» устремления преступников ушли намного дальше старомодного «деньги, шлюхи и блэкджек», а устойчивое выражение «американская мечта» (характерно, что понятие возникло как раз в период Великой Депрессии, в 1931 году) в устах грабителей банков приобрело новые коннотации. Режиссёр убедительно показал, что путь к достижению цели может быть и кровавым, и порочным, и обманным. А люди, стремящиеся к жизненным и духовным идеалам, не обязательно являют собой образец законопослушания и справедливости.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda