олег прекраснов | 28 ДЕКАБРЯ 2019

ЧЕРНОЕ РОЖДЕСТВО:
ПУТЬ К СЛЭШЕРУ

Формирование жанра слэшер в относительно наивной картине, элементы которой нашли отражение в фильмах «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Крик» Уэса Крэйвена
ЧЕРНОЕ РОЖДЕСТВО: ПУТЬ К СЛЭШЕРУ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 28.12.2019
Формирование жанра слэшер в относительно наивной картине, элементы которой нашли отражение в фильмах «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Крик» Уэса Крэйвена
ЧЕРНОЕ РОЖДЕСТВО: ПУТЬ К СЛЭШЕРУ
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 28.12.2019
Формирование жанра слэшер в относительно наивной картине, элементы которой нашли отражение в фильмах «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Крик» Уэса Крэйвена
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Боб Кларк
Страна: Канада
Год: 1974


«Субъективная» камера запечатлевающая планы от первого лица; череда жестоких убийств, медленно подбирающихся к молодой главной героине – фильм «Чёрное рождество» 1974 года незаметно стал объектом подражания, наравне с «Техасской резней бензопилой» того же года выхода, для целого поджанра фильмов ужасов – слэшера. Картина, изначально получавшая смешанные отзывы от критиков, со временем обрела статус культовой, а цитировали её в ряде последующих известных лент этого направления – «Хэллоуин» Джона Карпентера, постмодернистский «Крик» Уэса Крэйвена. Накануне новогодних праздников вспомним «Чёрное рождество» и его старомодное кровавое очарование.

Женское студенческое общежитие, окружённое праздничными ёлками; дружеская атмосфера взаимопомощи и дружбы. Шумная вечеринка прерывается телефонным звонком, на который отвечает главная героиня Джесс (Оливия Хасси). Безумная речь незнакомца с сексуальными и сексистскими намёками пугает девушку, и та бросает трубку. Завязка ленты незатейлива: после этих событий жительницы общежития постепенно умирают одна за другой – а эти смерти закладывают как основу будущего жанра, так и его «штампы».

В контексте современного мира, в котором сексуальные меньшинства отстаивают права, сюжет «Чёрного рождества» выглядит довольно актуально – несколько девушек, одна из которых – Джесс – хочет сделать аборт – находятся в опасности. Этим пользуются и современные продюсеры – совсем недавно в прокат вышел новый фильм-сиквел, который развивает феминистские зачатки оригинала и и усматривает в патриархате основные мотивы для убийств. История «Чёрного рождества» выглядит универсальной и структурно будет повторяться в многочисленных слэшерах будущих лет – уже упомянутых «Хэллоуине», «Крике», а также фильме «Пятница 13-е».
Оригинал 1974-го года пугает не кровавыми сценами, а умелым нагнетением саспенса – взять хотя бы сцены с телефонными звонками убийцы и его пугающими вскриками в трубку (что возьмёт на вооружение Крэйвен при создании «Крика»). В этом плане лента схожа с другим зачинателем жанра слэшер – «Техасской резнёй бензопилой», который пугал атмосферой безумия и безысходности. Общие метафизические черты можно найти и со снятым позднее «Хэллоуином» – как в том, так и в другом фильме маньяк-убийца предстаёт первородным злом – бессмертной сущностью, скрывающейся в тенях. Концовки обеих лент лишь закрепляют данное положение, оставляя зло безнаказанным.

Интересное наблюдение: актёр Джон Сэксон, исполнивший роль лейтенанта-детектива в «Чёрном рождестве», исполнил роль лейтенанта-детектива и в «Кошмаре на улице Вязов» в 1984-м, малозаметной нитью связывая наследие и наследника.
Ленту отличает изобретательная операторская работа – заигрывания с тенями и светом, проезды и наезды камеры в закрытых декорациях дома – а также динамичный ассоциативный монтаж: так, например, кадр с предсмертным криком одной из девушек склеивается с образом другого персонажа, подошедшего к дому, где разворачивается действие. Подобный монтажный контрапункт достигает апогея во второй половине картины: вперемешку с кадрами поющих в церковном хоре детей режиссёр демонстрирует кровавое убийство. Это одна из самых визуально совершенных сцен фильма и примечательная для жанра ужасов в принципе.

Обилие мата, пошлые шутки, демонстрация друг другу средних пальцев – фильм «Чёрное рождество» не лишён чёрного юмора и иронии – эти элементы перенесутся в фильмы вышеупомянутого Уэса Крэйвена. Сюжетно, если в «Чёрном рождестве» действие происходит в общежитии, то, например, в «Крике» события разворачиваются в здание старшей школы.
Сейчас «Чёрное рождество» представляется милым и наивным отголоском прошлого; погрузиться в рождественский кошмар у современного зрителя, привыкшего к иному кинематографическому темпоритму, вряд ли получится. Тем не менее, фильм имеет историческую и эстетическую ценность для поклонников жанра.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda