Режиссер: Ингмар Бергман
Страна: Швеция
Год: 1953
Среди героев бергмановских фильмов не часто встретишь представителей городских низов, и это понятно – установка на экзистенциальную проблематику требует известного отвлечения от повседневности бытовых неурядиц. «Лето с Моникой» как раз такой фильм – здесь нет ни художников на пленэре, ни профессоров в загородных усадьбах, а есть суровый рабочий квартал портового города и двое молодых людей, выходцев из городской бедноты – Моника и Харри. Формально эта история об их любви, которая, столкнувшись с убогой реальностью, разлетелась в щепки, – по крайней мере так фильм обычно описывают, и таким он намеренно пытается притворяться. Хотя даже при первом просмотре, среди прочих противоречивых чувств, возникает иррациональное ощущение беспокойства, как будто, говоря о любви, Бергман рассказывает о чем-то совершенно недозволенном и потустороннем.
Фильм начинается со сцены знакомства героев, снятой в антураже, который впоследствии успешно умыкнет Годар, заменив крепких шведов в робах на изящных французов в летних костюмах: кафе, соседние столики, у нее нет спичек, у него есть спички. Случайное знакомство происходит после того, как Харри только с четвертого раза смог поджечь Монике сигарету. Но, в отличие от годаровских французов, у Бергмана именно Моника становится инициатором первого свидания, даже с чрезмерной настойчивостью приглашая Харри в кино. Следующим вечером они смотрят дешевую драму о вынужденном расставании – Моника рыдает, Харри зевает – с помощью которой Бергман иронически обыгрывает и разом отсекает трагедийно-мелодраматическую интерпретацию своего сюжета. Затем герои прогуливаются, целуются на фоне огромного светлого неба, смыкающегося с горизонтом, спешат на трамвай и постепенно из их слов, жестов и взглядов возникает опустошающая уверенность в печальных последствиях их отношений. К этой мысли Бергман подводит зрителя мягко, как будто заманивает его в ловушку, тот, впрочем, следует за ним добровольно, не в силах оторваться от гипнотического повествования, так же как Харри следует за соблазнительной Моникой, бездумно закрывая глаза на вполне прозрачные намеки, бежать подальше.