геннадий гусев | 8 ОКТЯБРЯ 2021

БЕН-ГУР: НОВОЕ НАЧАЛО

Завораживающая кинофреска безвозвратно ушедшей эпохи, мастерский симбиоз авторского и массового, развлекательного и интеллектуального

БЕН-ГУР: НОВОЕ НАЧАЛО

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 08.10.2021
Завораживающая кинофреска безвозвратно ушедшей эпохи, мастерский симбиоз авторского и массового, развлекательного и интеллектуального
БЕН-ГУР: НОВОЕ НАЧАЛО
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 08.10.2021
Завораживающая кинофреска безвозвратно ушедшей эпохи, мастерский симбиоз авторского и массового, развлекательного и интеллектуального

— В твоих глазах ненависть, Сорок Первый. Это хорошо. Ненависть заставляет человека жить.

Из фильма «Бен-Гур»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Уильям Уайлер
Страна: США
Год: 1959

Пеплумы пользовались зрительской любовью еще на заре кинематографа. Картиной, предопределившей основные тенденции эпических картин исторической направленности стала вышедшая в 1914 году итальянская «Кабирия» Джованни Пастроне. Но и в США были свои канонические фильмы с масштабными батальными сценами и античными сюжетами. В 1916 году состоялась премьера «Нетерпимости» Дэвида Уорка Гриффита. Лента вошла в число шедевров эпохи немого кино и, несмотря на оглушительный провал в прокате, оказала значительное влияние на последующие подобные постановки.

Вершина пеплума — «Бен-Гур», масштабное полотно Уильяма Уайлера по библейским мотивам. Оно была снято по одноименной книге Лью Уолласа — важному произведению для американской литературы двадцатого столетия. Важному, но далеко не самому лучшему — «Бен-Гур: История Христа» был написан как самое незатейливое бульварное чтиво. Он соединил в себе христианские и приключенческие мотивы, драму и романтические сюжеты. Однако книга пользовалась большой популярностью у читателей и довольно быстро привлекла внимание кинематографистов того времени.
Формально первым произведением направления стала другая экранизация романа — вышедшая в 1907 году немая короткометражная черно-белая лента «Бен-Гур».
В 1925 году в прокате появилась новая экранизация романа. Картина Фреда Нибло оказалась самой дорогой немой картиной в истории кино.

Но это не помешало спустя тридцать четыре года выйти очередной версии «Бен-Гура». Ей стала постановка Уайлера, автора «Миссис Минивер» и «Римских каникул». Изначально руководить съемочным процессом назначили Сидни Франклин («Дикая орхидея», «До свидания, мистер Чипс»), а на главную мужскую роль претендовал Марлон Брандо. Но Франклин заболел, а звезда «Трамвая «Желание» и «Крестного отца» покинул проект вслед за режиссером. Другими кандидатами на роль Иуды Бен-Гура были: Кирк Дуглас, Джеффри Хорн, Лесли Нильсен, Рок Хадсон, Берт Ланкастер и Пол Ньюман. Но в итоге центральный образ отошел Чарлтону Хестону.

Незадолго до премьеры фильма Уайлера состоялся релиз «Десяти заповедей» Сесила ДеМилля. Во многом благодаря успеху этой постановки голливудские продюсеры поняли, что пеплум все еще интересен массовому зрителю. Так «Бен-Гур» Уайлера получил солидный бюджет и поддержку продюсеров.
Полотно Уайлера — масштабная приключенческая история, драматическая и визуально завораживающая. Несмотря на солидный хронометраж (длительность «Бен-Гура» — три часа тридцать две минуты), фильм не дает заскучать ни на секунду. В центре сюжета — конфликт гражданина Иудеи Иуды Бен-Гура и римского трибуна Мессалы (Стивен Бойд). Эпизоды действия не уступают словесным баталиям, темпоритм отлично выдержан, а заложенные в историю идеи придают постановке философского подтекста.

Один из самых захватывающих моментов фильма — гонка на колесницах. Сцену, которая позднее вошла в число самых цитируемых в истории кино, поставили вторые режиссеры проекта Эндрю Мартон («Копи царя Соломона», «Самый длинный день») и Якима Канутт («Вперед на запад», «Унесенные ветром»). В ней было задействовано тридцать шесть лошадей, девять колесниц и толпа статистов, изображавших публику на ежегодных римских гонках, а для ее полного производства потребовалось три месяца. Интересно, что церемония открытия соревнований — покадровое повторение аналогичной сцены из ленты Нибло.

Еще один яркий эпизод картины — морская битва между римлянами и македонцами. Сцена, для которой специально изготовили сорок миниатюрных кораблей и две римские галеры, снимали на заднем дворе студии MGM. Специально для фильма было сооружено искусственное озеро, которое было способно генерировать волны.

Три четверти фильма занимают разговорные сцены. Грамотно чередуя их с эпизодами действия, Уайлеру удалось соблюсти идеальный баланс — события развиваются вроде бы неспешно, но минутная стрелка незаметно совершает оборот за оборотом.
Хестон и Бойд сыграли в «Бен-Гуре» стоика, обреченного на поиски самого себя, свободы и обретение бога, и жестокого беспринципного тирана соответственно. Но, что интересно, при соблюдении всех внешних канонов (тут есть традиционные протагонист и антагонист, классическая схема развития сюжетной линии со вступлением, завязкой, кульминацией, развязкой и заключением) Бен-Гур не выглядят стопроцентно положительным героем — в персонаже Хестона обнаруживается амбивалентность. В отличии от него Мессала одномерен. Он однозначный негодяй, не заслуживающий прощения и искупление вины.

Сжираемый жаждой мести Бен-Гур едва не переступает черту и чуть не превращается в человека, которого он страстно хотел уничтожить. И пусть на его внутреннее противостояние оказывают воздействие внешние источники, протагонист проходит типичный путь становления героя эпоса. То есть персонажа благородного рождения, превосходного воина, обладающего недюженной силой воли, стальным характером и готового к смирению, прошедшего трагические испытания. К числу таковых, например, относятся известные литературные герои: Ахилл, король Артур, Зигфрид, Одиссей, Гильгамеш.

Напротив, женские персонажи в фильме лишены какого бы то ни было объема. Хайя Харарит в роли рабыни Эсфирь отвечает за романтическую линию, которая нужна лишь для того, чтобы показать мужественность и благородство Бен-Гура. Мать и сестра главного героя, которых сыграли Марта Скотт и Кэти О’Доннелл соответственно, также введены в сюжет с целью продемонстрировать бушующие в душе Бен-Гура страсти и подвести героя к разрешению его внутреннего конфликта.

Основная сила картины — в изобретательном и многогранном сценарии Карла Танберга («Ребекка с фермы Саннибрук», «Высокий, черный, красивый»), а также отличной работе художников-постановщиков и специалистов, создавших уникальный визуальный стиль ленты.

Танберг сумел уместить в своем тексте (его основанную на произведении Уолласа работу позднее дорабатывали С. Н. Берман («Мост Ватерлоо», «Камо грядеши?»), Максвелл Андерсон («На западном фронте без перемен», «Головокружение»), Гор Видал («Свадебный завтрак», «Внезапно, прошлым летом») и Кристофер Фрай («Разбойник Варавва», «Библия») столкновение между римлянами-язычниками и евреями, историю рождения христианства, тему самоопределения и романтическую линию.

Вместе с тем история, по сути пусть и выглядящая прозаичной (при всей своей сложности Иуда Бен-Гур — классический положительный персонаж, проходящий все ступени развития характера героя в моральной пьесе — аллегорическом произведении о выборе добра вместо зла) содержит в себе толику поэзии.
При помощи глубинной мизансцены (эпизоды с рабами на галерах, а также с катакомбами прокаженных и другие), быстрого монтажа с метрическим, ритмическим и тональным способами склейки (некоторые критики ставят гонки на колесницах в один ряд со знаменитой сценой на лестнице из «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна) и хорошо прописанного сюжета «Бен-Гур» смотрится не как простая античная мелодрама, но как глубокое произведение о сложности выбора, величественное и сентиментальное.

«Бен-Гур» — это не только рекордные одиннадцать «Оскаров» (повторить достижение спустя годы удалось лишь «Титанику» Джеймса Кэмерона и третьей части «Властелина колец» Питера Джексона), самый дорогой кинопроект своего времени или великолепное детище продюсера Сэма Цимбалиста («Леди из тропиков», «Могамбо»). Картина Уильяма Уайлера — в первую очередь, завораживающая кинофреска безвозвратно ушедшей эпохи, мастерский симбиоз авторского и массового, развлекательного и интеллектуального, постановка о поиске бога, по касательной затрагивающая основные события Нового завета.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda