ЮЛИЯ САЛИХОВА | 15 ДЕКАБРЯ 2019

BEETLEJUICE: ДОСТАЛИ ЖИВЫЕ? ЗВОНИТЕ БИТЛДЖУСУ!

Одиозный эксперимент над визуализацией мрачного и абсурдного мира мертвых в истории примирения и избавления от страхов

BEETLEJUICE: ДОСТАЛИ ЖИВЫЕ? ЗВОНИТЕ БИТЛДЖУСУ!

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 15.12.2019
Одиозный эксперимент над визуализацией мрачного и абсурдного мира мертвых в истории примирения и избавления от страхов
BEETLEJUICE: ДОСТАЛИ ЖИВЫЕ? ЗВОНИТЕ БИТЛДЖУСУ!
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 15.12.2019
Одиозный эксперимент над визуализацией мрачного и абсурдного мира мертвых в истории примирения и избавления от страхов
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Тим Бертон
Страна: США
Год: 1988

«Битлджус» – это одна из первых полнометражных работ Тима Бертона, в которой читается уникальный стиль и видение мрачного сказочника. Кладбищенский юмор поставил картину в один ряд с популярной черной комедией «Семейка Аддамс» (1991). В отличие от Аддамсов семья Дитц – показательно американская, но со своей готической белой вороной – дочерью Лидией. Примечательно, что роль мачехи (Делии Дитц) могла сыграть Анжелика Хьюстон, которая позже исполнила роль Мортиши Аддамс в серии фильмов про странную семейку.

В «Битлджусе» в отличие от стереотипных историй про призраков главными антагонистами становится семья, которая поселилась в доме бывших жильцов – недавно почивших молодых супругов Мейтлендов. Кроме странной и необычной девочки Лидии, новоиспеченных призраков не видит ни ее отец, ни мачеха, ни дизайнер Отто, призванный переделать интерьер провинциального дома. Новое соседство не устраивает Адама и Барбару, и после пары неудачных попыток выселить навязчивую семейку, они обращаются к специалисту по изгнанию живых – Битлджусу. Горе-экзорцист приносит с собой одни неприятности, поэтому семьи живых и мертвых объединяются против главного (анти)героя, а после его выдворения за пределы дома продолжают соседствовать в мире и согласии.
ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ
Идея фильма про призраков, пытающихся выжить из дома упрямую семейку пришла в голову работнику кинокомпании Brandywine Ларри Уилсону. Вдохновленный повестью Оскара Уальда «Кентервильское приведение», Уилсон пришел за помощью к сценаристу Майклу МакДауэллу, который был известен тем, что написал несколько эпизодов для телесериала «Байки из склепа», и коллекционировал предметы, связанные с культурой смерти. Вдвоем у них получилось написать сценарий весьма посредственного ужастика, который едва ли мог бы стать культовым.

Согласно первой версии скрипта картину планировали сделать более кровавой и мрачной, а Битлджус должен был появиться на экране в образе агрессивной рептилии с крыльями. Учитывая скудный бюджет, подобный облик героя смотрелся бы скорее смешно, нежели устрашающе, что портило всю концепцию фильма ужасов. Пока Уилсон и Макдауэлл работали над сценарием, молодой диснеевский аниматор и режиссер Тим Бертон искал новую историю для фильма. Бертон уже тогда был известен своим нестандартным мышлением: его короткометражку про ожившего пса «Франкенвини» (1984) посчитали слишком мрачной и выбивающейся из концепции студии Дисней. Боссы Warner Brothers решили, что история призраков сможет заинтересовать Тима и не ошиблись: классический сюжет, перевернутый с ног на голову впечатлил режиссера.

Сценарий, однако, требовал доработки. Для этого был нанят опытный сценарист Уоррен Скаарен, которого звали, когда нужно было слегка исправить готовую историю, отшлифовать сюжет или доработать персонажей. В случае с «Битлджусом» Уоррену пришлось делать все и сразу. Именно Уоррен убрал из сюжета шестилетнюю девочку Кэтти, которая должна была стать связующей нитью между живыми и мертвыми, а вместо нее добавил готичную Лидию. Скаарен справедливо заметил, что ребенок в картине со взрослым юмором будет смотреться нелепо, да и зрителю будет сложно отождествлять себя с маленькой девочкой. Бертон решил уйти от концепции фильма ужасов и добавил в повествование больше юмора. Балансируя на грани между комедией и мистическим триллером, фильм завоевал сердца зрителей и стал одной из лучших работ Тима Бертона.
ЖУЧИЙ СОК ИЛИ ИСПУГАННЫЙ ДО УСРАЧКИ
Имя главного героя, которому, впрочем, выделено всего 17 минут экранного времени, представляет собой комбинацию двух слов и переводится как «Жучиный сок». Авторы посчитали, что так герой предстанет еще более мерзким, а для большей достоверности добавили в сюжет сцены поедания насекомых. Возможно, именно здесь рептилия, питающаяся мухами, смотрелась бы логичнее, но образ человекоподобного призрака смог сыграть на контрасте и добавить в историю театрального абсурда. «Битлджус» представляет собой игру слов по транскрипции похожую на Бетельгейзе (Betelgeuse) – реальную звезду в созвездии Ориона. Эта звезда интересна своим упоминанием во многих произведениях поп-культуры, например, в фильмах «Планета обезьян» и «Автостопом по галактике».

Студия «Дисней» отказывалась от вынесения имени главного героя в заголовок картины. В качестве насмешки Бертон предложил название «Scared sheetless», что в переводе означает «Испуганный до усрачки». К его удивлению студия согласилась на этот вариант, но Бертон чудом смог отвоевать своего «Битлджуса», благодаря чему корабль поплыл в правильном направлении.

В роли Битлджуса мог сняться певец Сэмми Дэвис, комик Дадли Мур и даже Арнольд Шварцнегер. Майкл Китон согласился на роль только после второго предложения, так как изначально не хотел играть отрицательного персонажа. Вайнона Райдер (Лидия Дитц) также не сразу дала согласие, потому что видела сатанинские мотивы в сценарии. Первое сотрудничество с начинающим режиссером принесло свои плоды: Китон и Райдер продолжили сотрудничество с Бертоном. После «Битлджуса» Китон снялся у режиссера в роли Бэтмена, а Райдер составила пару Джонни Деппу в фильме «Эдвард руки-ножницы».
ДЕШЕВО – НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО
На бюджет мистической комедии было выделено всего 15 миллионов долларов, так что Бертону пришлось сильно экономить на графике. Он решил делать анимацию театрально-неряшливой и дешевой в стиле старых фантастических картин. Это добавило комедии шарма, который оценили кинокритики. Для создания «спецэффектов» использовались дешевые наборы фокусников, работа с миниатюрами, длинные кукольные сцены и сложные съемки. За эффектный грим фильм получил премию Оскар. Чтобы подчеркнуть комедийный бред и сыграть на контрастах, в картину авторами были добавлены две музыкальные сцены, которые, несмотря на всю нелепость, привнесли освежили и разнообразили повествование.

Премьера «Битлджуса» состоялась весной 1988 года. Вопреки ожиданиям продюсеров и предсказаниям критиков, картина пришлась зрителям по вкусу. Фильм хвалили за оригинальность, качественную работу режиссера и черный юмор. К минусам были причислены бесцветные актерские работы призрачных супругов Болдуина и Дэвис, образы которых блекли на фоне игры Китона, одной из лучших в его карьере.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
На волне успеха Бертон изъявил желание снять сиквел. Однако на ТВ был выпущен лишь одноименный мультсериал, в котором Битлджус и Лидия стали друзьями. Мультсериал просуществовал четыре сезона и закрылся в 1991 году.

Слухи о возможном сиквеле появлялись в прессе начиная с 2012 года. В интервью и Китон, и Райдер выказывали готовность вернуться к образам Битлджуса и Лидии. Тем не менее проект так и не сдвинулся с мертвой точки, а сам Бертон справедливо посчитал, что история самодостаточна и не требует продолжения. Чистая и неиспорченная сиквелом картина осталась единственной в своем роде.

Уникальный визуальный ряд, черный юмор и готические костюмы даже спустя 30 лет позволяют оставаться ленте актуальной и стильной, а Битлджус и Лидия до сих пор являются одной из самых ярких и популярных «парочек» в мировом кинематографе.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda