Согласитесь, в последние пару лет стало появляться больше фильмов, завязанных на ностальгии и саморефлексии, ненароком (а на деле — нароком) еще сильнее возводящих личность того или иного режиссера в культ. Спилберг вспоминает детство в «Фабельманах», беззаботными 70-ми упивается Пол Томас Андерсон в «Лакричной пицце», оду футболу и пубертату воспевает Паоло Соррентино в «Руке Бога», а «Рома» Альфонсо Куарона позволяет постановщику вновь ощутить тепло родительского дома. Это было всегда, пока не кончилось: жизнь коротка, жизнь имеет свой конец, а приговор Смерти нельзя обжаловать. От физического вычеркивания из уравнения существования не спасет хороший юрист или взятка. И чем старше, точнее, старее становятся постановщики с мировыми именами, тем больше они задумываются о том, что их magnum opus все еще не сверстан, и с этим надо что-то делать.
Перед Иньярриту маячит седьмой десяток. Торопиться вроде некуда, но лучше на всякий случай подстраховаться.
Алехандро совершает исход на родину в прямом и в переносном смыслах: «Бардо» снимался на его отчизне, в Мексике, где режиссер не бывал почти 20 лет, и там же разворачивается действие фильма. Правда, не в самой Мексике, а на просторах ее ментального слепка, который Иньярриту делит на пару с главным героем — мексиканским журналистом Сильверио Гамой, который, набрав весомое портфолио, снимая на камеру экзотическую нищету, умотал в Штаты. Все в голове — Иньярриту проектирует свой собственный «Восемь с половиной» и, как оно и было в картине Феллини, фильтрует крупицы воспоминаний, вставляет муки творца в огранку сюрреализма на пару с мемуаристикой и пускается топтать тротуары бессознательного.
О своей сновидческой природе «Бардо» заявляет с самых первых секунд — зритель наблюдает полет Сильверио над безлюдной мексиканской пустыней, снятый с перспективы от первого лица. Герой (он и оператор, и аватар зрительского присутствия), не сводя глаз с собственной тени, делает пару неспешных шагов, разгоняется, разгоняется сильнее, наконец бежит и взмывает в небеса. С каждым новым прыжком камера отдаляется все дальше и дальше от земли. Всем нам знакомо чувство отрешенного парения, которое, как правило, является не только самой захватывающей частью любого сна, но и знаменует резкое пробуждение в тот миг, когда наше эфирное тело касается несуществующей почвы. Сильверио отнюдь после приземления не просыпается. Для него сон — это реальность, а реальность — это сон. Пространство, где можно безопасно для себя самого и для окружающих провести ревизию смыслов и инвентаризацию нажитого, но не имущества, а опыта. Параллельно с вояжем по Мексике, которая встречает нас в стенах Чапультепекского дворца, продолжает знакомство за кухонным столом, в постели влюбленной пары, на шумной вечеринке, позже и вовсе выдворяет в аэропорт, предварительно заставив прогуляться по безлюдным улицам большого города, ставшего огромной декорацией для съемок фильма внутри фильма — «Лживой хроники пригоршни истин» внутри «Бардо». Не без оголтелого символизма в виде огромной статуи младенца, олицетворяющей мертворожденного ребенка главного героя, или, скажем, каркаса апартаментов протагониста, затерянных в пустоши и поглощенных песком.