геннадий гусев | 12 ИЮЛЯ 2019

БАРБАРЕЛЛА: ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУТОМИМОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

Рецензия на задорную и фантасмагоричную ленту Роже Вадима из эпохи, когда случилась сексуальная революция, а миром правил гротеск

БАРБАРЕЛЛА: ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУТОМИМОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 12.07.2019
Рецензия на задорную и фантасмагоричную ленту Роже Вадима из эпохи, когда случилась сексуальная революция, а миром правил гротеск
БАРБАРЕЛЛА: ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУТОМИМОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 12.07.2019
Рецензия на задорную и фантасмагоричную ленту Роже Вадима из эпохи, когда случилась сексуальная революция, а миром правил гротеск
Ангелы не занимаются Любовью, ангелы и есть Любовь!
Из фильма «Барбарелла»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роже Вадим
Страна: Франция, Италия
Год: 1968


Произошедшая в 60-е-70-е годы прошлого столетия сексуальная революция многое изменила в европейском обществе: установила равноправное партнёрство в отношениях между полами, способствовала росту демографического кризиса и изменила сознание людей. Случившиеся перемены нашли отражение и в искусстве. Так, в 1962 году вышел скандальный графический роман французского писателя и иллюстратора Жан-Клода Фореста «Барбарелла». Он прославился как первый научно-фантастический «взрослый» комикс, который привлёк к себе внимание итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса.

Кинематографист, имевший за плечами опыт работы с Кингом Видором, Федерико Феллини, Жан-Люком Годаром и Лукино Висконти, как раз искал интересный материал, который помог бы ему «изобразить новую футуристическую мораль». Произведение Фореста оказалось именно таким – в центр сюжета был помещён прообраз современной эмансипированной женщины. Снимать фильм Де Лаурентис доверил Роже Вадиму – французскому режиссёру русского происхождения, известному по лентам «И Бог создал женщину», «Добыча» и «Опасные связи».

Написавший первый вариант сценария Терри Саузерн («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», «Беспечный ездок») так отзывался о работе с постановщиком: «Его не особо волновал сценарий. Вадим хотел снять весёлый, эротичный, гротескный и немного абсурдный фильм». Брижит Бардо и Софи Лорен последовательно отказались от участия в ленте, и в итоге Барбареллой – наивной раскрепощённой космической путешественницей – стала тогдашняя жена режиссёра Джейн Фонда.

Джейн Фонда в фильме «Барбарелла»
Звезда фильмов Алана Дж. Пакулы и Сидни Поллака старательно пыталась уйти от амплуа сексуальной подружки главного героя. Поддавшись уговорам мужа, актриса согласилась на участие в постановке. Съёмочный процесс «Барбареллы» прошёл в павильонах студии Де Лаурентиса, в Риме. Вадим полностью отказался от натурных съёмок – он хотел добиться аутентичности комикса Фореста. Работа вне студийных стен банально не позволила бы претворить все задумки режиссёра в жизнь.

Многие сцены фильма и по сей день вызывают если не восхищение, то как минимум лёгкую улыбку. Это и эпизод со стриптизом в невесомости, который снимали, перевернув декорации вверх ногами, а саму героиню разместив на большом толстом стекле, и моменты перемещения в пространстве со сверхзвуковыми скоростями (для создания этого эффекта использовали лавовую лампу), и нападение на Барбареллу кукол-монстров, и пытка оргазматроном – огромным орга́ном, доставляющим «нечеловеческие наслаждения», и воздушные сражения, работа над которыми отняла у членов бригады Вадима больше всего времени и сил.

Но их старания не пропали даром. Пусть картина не снискала успеха в прокате, это не помешало ей впоследствии заслужить всеобщее признание. «Барбарелла» не только показала женщину, которая не боится своих желаний и не стесняется своего тела, но также удивила изобретательными декорациями и яркими костюмами (над ними работал французский модельер, один из революционеров мира моды 60-х Пако Рабан), а также порадовала самоиронией. Но предъявляли картине и вполне обоснованные претензии: история развивалась довольно неторопливо, а разницу между сарказмом и серьёзным тоном в действиях героев фильма уловить удавалось далеко не всегда.

Однако именно легкомысленное отношение к себе удержало фильм от превращения во второсортное произведение. Постановщик с мастерством признанного эквилибриста сумел пройти между банальной пошлостью тривиальных фантастических поделок и откровенностью эротических лент. Во многом ему помог юмор: когда казалось, что герои перешли черту, и автор пустился в занудные нравоучения о том, будто любую неприятность можно преодолеть одной лишь силой любви, лёгкая шутка спасала ситуацию.

Основную заслугу в успехе киноленты наравне с режиссёром разделила Фонда. Её Барбарелла вышла одновременно и невинно-очаровательным, и дерзко-непринуждённым персонажем с мощной сексуальной энергетикой. Мужчины-зрители в основном были впечатлены формами актрисы и фривольными сценами, в коих кинолента не испытывала недостатка. Женщины обращали внимание на забавные ситуации, в которых постоянно оказывалась белокурая красавица.

Интересно, что в наши дни отношение к образу главной героини изменилось. Если пятьдесят лет назад можно было отыскать людей, которые совершенно искренне называли Барбареллу иконой феминизма, то сейчас, особенно в среде феминистического движения, считается, что картина игнорирует проблему объективации женщин.

Это и неудивительно, ведь представления о месте женщины в обществе за прошедшие годы изменились: в середине прошлого века только наметились те тенденции в гендерном распределении ролей, которые властвуют в сознании людей в настоящее время.

Патриархальный подход всё ещё удерживал главенствующее положение, а эгалитарный лишь набирал обороты. Что было в порядке вещей в прошлом, часто вызывает возмущение в настоящем.

Но несмотря на все спорные моменты, постановка стала по-настоящему важной картиной для конца 60-х. Именем антагониста доктора Дюран Дюрана была названа популярная в 80-е синти-поп группа, а создатель лавовой лампы Крэйвен Уолкер после просмотра фильма Роже Вадима переименовал свою компанию «Крестворт» в «Матмос» (лавовое озеро в фильме). Многие современные косплей-вечеринки не обходятся без облачённых в экстравагантные костюмы Барбареллы девушек.

Мальчишеский задор и обаятельный рок-н-рольный саундтрек картины, её заразительная энергетика и атмосфера вечного праздника до сих пор всё так же воздействуют на зрителя. И не так важно, кто это: почитатель фантастики, убеждённый романтик или страстный любитель атрхауса.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda